Машиностроители жалуются на подорожание металла уже после совещания в Минпромторге. Какой может быть выход?

18 марта 2022 года в ТПП РФ состоялась встреча промышленников и предпринимателей, в основном относящимся к производственной сфере. Председатель Совета ТПП РФ по промышленному развитию и конкурентоспособности экономики России Константин Бабкин в своем выступлении отметил, что после совещания в Минпромторге через несколько дней металлурги повысили цены на отдельные виды металлопродукции до 17% от предыдущего уровня. Отметил также, что «металла в разы дешевле, чем в других странах мы не видим».

По мнению выступающего президента ООО «Новое Содружество» и ассоциации «Росспецмаш» снизить цены на металл можно путем введения экспортных пошлин и не возврата НДС при экспорте металлопродукции.

Надо сказать, что неоднократные попытки обобрать металлургов и злорадные комментарии по поводу арестов яхт металлургических олигархов пока что не приводят к снижению цен на металл. Напротив, появляется желание отыграться на внутреннем рынке с утерей перспектив сбыта на внешних, вкупе с ростом ставки Центробанка приводит к существенному подорожанию металлопродукции.

Каким может быть выход из ситуации? Предложения по национализации металлургических заводов и ввод экспортных пошлин по опыту прошлых лет ни разу не привели к снижению цен: в свое время принадлежащий правительству Москвы металлургический завод прославился не дешевизной арматуры, а размером растраченных субсидий на поддержание производства. Введенные в прошлом году экспортные пошлины также совсем не сбили цены на внутреннем рынке.

В то же время можно предложить механизм, который поможет потребителям внутреннего рынка получить сравнительно недорогой металл в нужном объеме и сортаменте. Суть предложения в том, чтобы потребитель получал компенсацию за удорожание товара в натуральной форме.

При этом цена товара на внутреннем рынке ограничена экспортным паритетом, то есть установить более высокую цену невозможно, в силу начала поступления иностранного металла.

Итак, вводные экономической модели:

110 – курс доллара

1000 – цена листа на мировом рынке

110000 – цена листа в рублях по экспортному паритету, устанавливается заводами по максимуму

1500000 – потребность в листе на каждый месяц

65000 – цена листа, желательная для задач государства

850 – цена чугуна в Новом Орлеане

30855 – 1/3 от цены чугуна на мировом рынке по текущему курсу

0,5 – условный коэффициент переработки, то есть за 2 тонны чугуна потребитель может получить 1 тонну нужного ему черного металлопроката, у любого выбранного им поставщика, отечественного или иностранного.

Потребитель, покупая лист по цене экспортного паритета, получает право на разницу в цене между экспортным паритетом (110000) и желательной ценой листа(65000), получить с Росрезерва право требования объема чугуна на сумму переплаты по нормативной цене чугуна в 30855. Это право требования можно использовать в следующем месяце как для покупки чугуна для собственного производства, для экспорта или для обмена на нужный металлопрокат по условному коэффициенту переработки 0,5. Росрезерв получает согласно предъявленным правам требования чугун с интегрированных заводов по стране в целом, как именно делить объемы бесплатных поставок чугуна с каждого из предприятий, владельцы заводов решают самостоятельно между собой. Также они могут выкупить у Росрезерва или у потребителей права требования на чугун в обмен на иную продукцию, на нерегулируемых договорных началах. Например, если потребителю срочно нужна сталь именно определённой марки и типоразмера, ее выкуп может быть и по более высокому коэффициенту нежели 0,5, например тонна требуемой стали в обмен на право требования трех тонн чугуна. Напротив, для рядовых сортов арматуры можно договориться с электросталеплавильным заводом и получить например за 1,7 тонны чугуна тонну арматуры. Такой механизм обеспечит максимально точное и экономически обоснованное удовлетворение нужд потребителя.

Данная система приведет к тому, что потребители получают в каждом месяце некоторый объем нужного им «бесплатного» металлопроката и с учетом этого обстоятельства средняя цена всего объема проката падает за год практически до 66000 руб.!

При этом ценообразование остается абсолютно рыночным, учитывает колебания мирового рынка, не приводит к дефициту любой продукции и максимально способствует импортозамещению – ведь при покупке импортного металла по паритетной цене или выше, если он не производится внутри страны, компенсационную разницу выплатит отечественный металлург. Заводам станет выгодно кооперироваться и  договариваться об объемах производства определенной марки стали и сортамента сразу на год – если известно, что лист для автопрома определенного химического состава требуется в таких-то объемах, то можно запланировать эти объемы, разделить по заводам и потом распределять в рамках «бесплатных» поставок, снижая свою долю ценного экспортного чугуна, который можно продать по 850 долларов, а не отдать по 30855 рублей. Такой подход существенно улучшит ритмичность производства и снизит себестоимость благодаря меньшему количеству требуемых перенастроек оборудования. При этом, в отличие от спущенного сверху госплана, заводы сами будут заинтересованы в понимании планов закупки с потребителями и кооперации друг с другом. Ощутимая разница в ценах изрядно мотивирует металлоторговцев любыми путями продать товар на экспорт, увеличивая объем валютной выручки в стране. Для иностранных и отечественных судовладельцев станет крайне выгодным судоремонт внутри страны, для перевозчиков – закуп российских контейнеров(!),  производство запасных частей и литейных изделий с последующим экспортом.

Такая система приведет к росту экспорта лома – ведь если невозможно из-за санкций продать дополнительные объемы продукции или полуфабриката, тогда выгодно отправить этот полуфабрикат(чугун) для переплава на отечественные, пусть даже не аффилированные заводы, а «освободившийся» объем лома предложить на экспорт!

Такой подход будет 100% саморегулируемым, обеспечивающим дешевую сталь без дефицита, полностью рыночным и максимально мобилизующим энергию и предприимчивость всего делового сообщества России по обходу санкций.

Loading

0