Крупный бизнес выступил против утилизационного сбора

Как стало известно «Ъ«, идея Минпромторга ввести утилизационный сбор на машиностроительную продукцию и станки подверглась жесткой критике крупного бизнеса. По мнению РСПП, утильсбор противоречит планам правительства по заморозке неналоговых платежей, будет тормозить технологическое переоснащение и снижать налоговые поступления. Минпромторг фактически признает, что готов к длительным дискуссиям с бизнесом и готов обсуждать введение утильсбора лишь в 2018-2020 годах. Эксперты не исключают, что бизнес преувеличивает негативный эффект утильсбора, и замечают, что предложенная мера будет действовать точечно — только в тех секторах, где есть конкуренция между российской продукцией и импортом.

РСПП в конце января направил письмо главе Минпромторга Денису Мантурову, в котором настаивает на нецелесообразности введения утилизационного сбора для тяжелого машиностроения и станкостроения (копия есть у «Ъ»). В РСПП считают, что сбор неизбежно приведет к увеличению цен, а рост издержек предприятий способствует торможению технологического переоснащения и снизит конкурентоспособность российских компаний. В сегментах малого и среднего бизнеса рост цен на оборудование на 7% при заемном финансировании повлечет существенное увеличение инвестбюджетов. Утильсбор станет фактически дополнительным налогом и приведет к негативному мультипликативному эффекту для экономики, считают в союзе.

По оценкам РСПП, дополнительная нагрузка от сбора на угольную промышленность составит более 3 млрд руб. в 2017-2019 годах, на горнорудную промышленность и металлургию — более 15 млрд руб. в год, на нефтяную и газовую промышленность — более 37 млрд руб. в год. Это приведет к росту себестоимости и падению прибыли, следствием чего может стать снижение поступлений по налогу на прибыль до 10,5 млрд руб. в год.

РСПП подчеркивает, что правительственным планом по систематизации неналоговых платежей предусмотрен мораторий на установление новых платежей в бюджет. Кроме того, введение утильсбора не решает задачи роста эффективности утилизации техники и представляется союзу «избыточной мерой».

РСПП предлагает отказаться от введения сбора, а также провести анализ эффективности действующего утильсбора на колесные транспортные средства (шасси) и самоходные машины.

Между тем решение вопроса эффективной утилизации — не первостепенная задача уже введенных утильсборов. В автопроме механизм существует с 2012 года и де-факто считается компенсацией за снижение импортных пошлин после вступления РФ в ВТО. Изначально сбор платили только импортеры, заводы РФ давали лишь «гарантии утилизации». Но с 2014 года, после начала разбирательства в суде ВТО, утильсбор распространили на все автоконцерны. В то же время российским заводам государство стало выплачивать промышленные субсидии, которые на рынке неофициально считают компенсацией утильсбора. С начала 2016 года утильсбор введен для дорожно-строительной и сельхозтехники. В ноябре стало известно, что Минпромторг рассматривает возможность распространения сбора и на машиностроительное оборудование и станки.

Минпромторг предлагает не облагать утильсбором оборудование, которое почти не выпускается в России (то есть если зависимость от импорта более 80%), а также оборудование, по которому у отечественных компаний почти нет конкуренции с иностранцами (доля импорта — менее 20%). По данным презентации Минпромторга от декабря 2016 года (есть у «Ъ»), точечный утильсбор в 7% позволит увеличить доходы бюджета примерно на 57,4 млрд руб. в год., что приведет к росту цен на продукцию всего на 0,14%. РСПП в своем письме утверждает, что это некорректные расчеты. При этом Минпромторг, видимо, ожидает, что споры об утильсборе затянутся. Замминистра Василий Осьмаков рассказал «Ъ», что Минпромторг продолжает обсуждать с бизнесом и отраслевыми объединениями условия введения сбора, механизм будет дорабатываться с учетом экспертного мнения и позиций участников рынка. «Мы вернемся к рассмотрению этого вопроса уже в рамках обсуждения бюджета на период 2018-2020 годов»,— отметил он.

В НП «Русская сталь» (объединяет компании черной металлургии) сказали «Ъ», что еще 15 декабря направляли позицию по инициативе Минпромторга вице-премьеру Аркадию Дворковичу. По этому обращению вице-премьер 29 декабря дал поручение Минпромторгу, Минэкономики, Минприроды, Минюсту рассмотреть вопрос, предварительно проработав его с бизнес-сообществом и отраслевыми объединениями. Партнерство «приняло активное участие в подготовке позиции РСПП», отмечают там, и приведенная оценка влияния от введения утильсбора на отрасль «безусловно подтверждается». При этом, насколько критично такое увеличение затрат и готовы ли члены НП увеличивать долю импортной техники, в «Русской стали» не комментируют. Источник «Ъ» в одной из отраслей потребителей продукции считает, что механизм утильсбора, разработанный Минпромторгом, «безусловно» имеет определенный потенциал, но в предложенном виде внедрять его нельзя, «схема реализации требует доработки, в том числе на основе пилотных проектов».

В Минэкономики замечают, что введение сбора повлечет рост цен на импорт и увеличение издержек потребителей. При этом, по предварительной оценке ведомства, возможности импортозамещения ограничены, а имеющиеся в стране мощности (в частности, по станкостроению) не могут полностью обеспечить потребности рынка. Так, если предположить, что в РФ выпускается вся номенклатура продукции, аналогичной импортной, после введения меры часть потребителей будет вынуждена покупать зарубежное оборудование по ценам, увеличенным на размер утильсбора, считают в Минэкономики. То есть меры по ограничению конкуренции в условиях незначительных производственных и технологических возможностей приведут к росту стоимости как отечественного оборудования, так и импорта, увеличению издержек потребителей и к росту цен на конечную продукцию, снизят прогнозные параметры эффективности инвестпроектов.

Консультант SBS Consulting Дмитрий Бабанский полагает, что значительное негативное влияние, о котором говорят в РСПП, выглядит «несколько раздутым»: при объеме производства топливно-энергетических полезных ископаемых в 10 трлн руб. 40 млрд руб. «дополнительной нагрузки» — это очень мало. Более того, при волатильности рубля, особенно в контексте объявленного Минфином курса на его ослабление, подчеркивает эксперт, утильсбор может поддержать конкурентоспособность российских производителей: логика сбора, предлагаемая Минпромторгом, заключается в «точечном его введении в сегментах, где есть конкуренция между отечественным и импортным».
Ъ

Loading

0