Где доживают последние дни списанные круизные лайнеры?

После того, как пандемия COVID-19 практически остановила мировую индустрию круизов владельцы флота в массовом порядке принялись распродавать свое оборудование, в первую очередь, устаревшее. В условиях вынужденного простоя необходимо было минимизировать расходы, отказавшись от дорогостоящего обслуживания судов, которые находились в эксплуатации десятилетиями, пишет портал о туризме TURIZM.RU.

Несколько приличных судов сумели выгодно приобрести другие операторы, но большинство были проданы на металлолом и отправились в свой последний путь на круизные кладбища.

Для списанных круизных судов в мире существует две специализированные свалки. Самой крупной является Аланг, расположенная в индийском заливе Хамбхат, где перерабатывается более половины отправленных на пенсию круизных лайнеров в мире. Второе по величине кладбище кораблей — Алиага в Турции.

Обычно суда прибывают на кладбище своим ходом, но иногда их привозят на буксире — если, например, двигатели больше не хотят или не могут работать. Перед берегом их намеренно разгоняют и тем самым сажают на мель, поглубже в песок.

Рабочие-судоремонтники при помощи техники вытаскивают их дальше на песок и после этого уже приступают к разборке. Процесс демонтажа в обоих местах выглядит одинаково: корабли вытаскивают на берег и постепенно разрубают на куски.

В Аланге это делается путем вырезания огромных кусков конструкции и сбрасывания их вниз на пляж. Затем эти фрагменты делятся на более мелкие куски размером с тарелку, и уже их отвозят на грузовиках на сталелитейные заводы.

В Алиаге разрезанные куски металла снимают с борта большими кранами, а затем доводят до кондиции — размельчают — на берегу.

Большую роль в этом нехитром процессе играют приливы.

В Аланге «приземление» новичков обычно производится во время прилива, чтобы поднять судно как можно выше. Затем, когда прилив отступает, рабочие выходят на корабль и выполняют свою работу.

В Алиаге рабочих перевозят на судно с помощью кранов с корзинами-гондолами, похожими на клетки, а в Аланге рабочие поднимаются на борт по приставной лестнице.

Процесс демонтажа поначалу идет медленно, поскольку необходимо удалить остатки топлива и разобрать на судне всю мебель, снять фурнитуру и приспособления, даже туалеты, которые можно спасти и продать. Как только этот первый этап будет полностью завершен, рабочие с поразительной скоростью разрезают корпус до остова. Металлолом продают или отправляют на переработку.

Существуют строгие охранные меры в отношении окружающей среды. Их необходимо соблюдать, чтобы избежать утечки топлива и других токсичных химических веществ, которые могут загрязнить воду и нанести вред морской флоре и фауне. Несмотря на то, что на свалках работают профессионалы-утилизаторы, загрязнения время от времени возникают.

Раньше проблемой являлся асбест, но его применение запретили в 80-х годах, и сейчас большинство судов, которые сдаются на слом, прошли эру асбеста. Но другие канцерогенные соединения, масло, остатки топлива, краска и другие загрязняющие вещества все еще находятся на борту большинства судов, и они могут нанести ущерб, если их не утилизировать должным образом. Ну и главный враг — пластмассы, которые выделяют токсичные пары при сжигании и создают другие проблемы на свалках.

Фото: The scrap metal yard for cruise vessels, Aliaga in Turkey/MercoPress

Loading

0