К чему приведет повышение утильсбора на автомобили
Правительство России с 1 августа 2023 г. индексирует ставки утилизационного сбора на легковые и легкие коммерческие (LCV) автомобили и грузовики. Об этом говорится в постановлении, опубликованном 7 июля, пишут Ведомости.
Ставка сбора на легковые автомобили будет в среднем индексирована в 1,7-3,7 раза в зависимости от объема двигателя, на LCV – в 2,5-3,4 раза, на грузовики – в 1,7 раза, пояснила пресс-служба Минпромторга. Сбор на автобусы, по данным ведомства, в среднем вырастет в 2,2-4,8 раза, на электробусы – сразу в 8,7 раза.
Индексация будет проведена в отношении новых и подержанных транспортных средств (ТС), которые будут ввозиться в Россию после 1 августа 2023 г. Индексация не коснется легковых электромобилей, уточняют в Минпромторге.
Министерство также отметило, что индексация касается новых и подержанных автомобилей, ввозимых юрлицами. Физлиц, ввозящих технику с объемом двигателя до 3 л для личного пользования, она не коснется, останется льготный тариф в 3400 руб. за машины до трех лет и 5200 руб. – за машины старше трех лет. Но придется платить повышенный утильсбор тем физлицам, кто после 1 августа будет ввозить автомобили с целью перепродажи. «Полный размер утильсбора будет уплачиваться, если физлицо ввозит более одного автомобиля за год – начиная со второго автомобиля»,–- уточнил Минпромторг.
Утилизационный сбор — единовременный платеж, он взимается на будущую утилизацию техники с сентября 2012 г. Выплачивается за каждый автомобиль, его размер определяется исходя из базовой ставки (20 000 – 172 500 руб. в зависимости от типа машины), умноженной на коэффициент, отличающийся для разных видов техники с разными массой, возрастом и объемом двигателя.
Изначально сбор взимался только с импортной техники. Но в 2014 г. его также распространили и на машины, произведенные в России. Но в том же году российские власти ввели промышленные субсидии, которые официально не связаны со сбором, но фактически компенсируют его для российских заводов (размер компенсации зависит от уровня локализации конкретной марки автомобиля). В 2021 г. бюджет пополнился за счет утилизационного сбора на 513,8 млрд руб., из которых 130,4 млрд руб. поступили от импорта автомобилей (открытых данных за прошлый год нет).
В последний раз ставки сбора повышали в 2020 г. на 46% для автомобилей с двигателем объемом до 1 л и на 145% для машин с двигателем от 3,5 л. Сбор на самые массовые легковые машины с мотором 1–2 л вырос тогда на 112%.
Независимый консультант по автопрому Сергей Бургазлиев скептически оценивает эффективность повышения утильсбора для защиты отечественных производителей. Эта идея себя изжила, считает эксперт. По его мнению, отечественные производители таким образом «лишаются здоровой конкуренции» и все равно будут повышать цены (о грядущем росте цен на 5-10% «Ведомости» писали 7 июля).
Автоэксперт Владимир Беспалов, напротив, считает, что индексация утильсбора – «здравая мера» в рамках комплексного подхода по стимулированию локализации производства в России. «Рынок постепенно восстанавливается в части предложения, настолько острой ситуации, как в прошлом году, уже нет», – уточняет он. По мнению эксперта, необходимо постепенно переориентироваться с насыщения рынка на повышение локализации производства.
Из-за усиления санкционного давления на Россию после начала СВО на Украине европейские и американские автомобильные бренды начали сворачивать производство в РФ. Вкупе с нехваткой комплектующих это привело к дефициту на российском рынке новых автомобилей. По итогам 2022 г. продажи новых легковых автомобилей и LCV составили 687 370 единиц, что почти на 59% меньше, чем в 2021 г., следует из данных Ассоциации европейского бизнеса. В этом году в России начали открываться новые производства китайских марок (Kayiy, BAIC, SWM в Калининграде), а продажи новых автомобилей стали расти.