«Запуск рынка углеродных единиц — один из шагов на пути к углеродной нейтральности»

С 1 сентября 2022 года в соответствии с законом «Об ограничении выбросов парниковых газов» заработал реестр углеродных единиц. Оператором реестра углеродных единиц назначено АО «Контур». «Известия» поговорили с главой компании Оксаной Гогунской о том, как новация скажется на повестке устойчивого развития.

— В последнее время ведется много разговоров о проблемах изменения климата. Насколько в действительности серьезна эта проблема?

— Сейчас уже почти каждый человек в мире ощущает на себе последствия изменения климата. Общее повышение температур, погодные аномалии, засуха и другие природные катаклизмы происходят все чаще, а их последствия всё серьезнее, как для человека, для экономики отдельной страны, так и мира в целом. Сегодня активное участие в климатической повестке — не просто тренд, но и обязательное условие деятельности любой ответственной организации.

Среди ученых окончательно сформировался консенсус, что ключевой причиной этих изменений является антропогенная деятельность, в частности, увеличение объема выбросов парниковых газов в атмосферу. Одним из важнейших механизмов борьбы с климатическими изменениями считается углеродное регулирование. В частности, Россия поставила себе цель прийти к углеродной нейтральности (то есть к нулевым нетто-выбросам) к 2060 году, и запуск рынка углеродных единиц — один из шагов на пути к ней.

Кстати, 28–30 сентября в Москве пройдет Глобальный финансовый форум Ecumene 2022, одной из ключевых тем которого станет изменение климата. Приглашаю всех, кто интересуется этой темой, его посетить.

— Что такое углеродное регулирование, рынок углеродных единиц, климатические проекты, квоты… как эти термины связаны между собой?

— Отвечая кратко на этот вопрос, углеродное регулирование — это инструмент сокращения выбросов парниковых газов. Он может принимать разные формы — например, прямое ограничение выбросов, введение углеродного налога. А может действовать в виде рынка добровольных углеродных единиц. В условиях такого рынка компании, реализующие проекты по сокращению выбросов, получают возможность монетизировать свою деятельность через выпуск добровольных углеродных единиц — верифицированных результатов сокращения выбросов. Такие проекты называются климатическими.

Квоты на выбросы — другой инструмент углеродного регулирования, который предполагает введение регуляторного ограничения на выбросы со стороны государства. В некоторых странах часть квот компания может компенсировать за счет добровольных углеродных единиц — в этом случае квотирование взаимосвязано с рынком, описанным выше, и дает ему дополнительный стимул для развития. Именно такой принцип заложен в основу Сахалинского эксперимента, который проводится с 1 сентября этого года, одновременно с запуском углеродного рынка, в Сахалинской области.

— Почему развитие углеродного рынка важно для России?

— Россия имеет значительный потенциал для декарбонизации и реализации климатических проектов. Внедрение низкоуглеродных и энергоэффективных технологий — не просто популярный тренд, но необходимое направление развития для всех современных промышленных и транспортных компаний.

Сейчас мы видим, что интерес российских компаний к рынку углеродных единиц значителен даже на фоне сокращения взаимодействия с западными странами. Стремление к декарбонизации является важным фактором как для работы на российском рынке, так и для выстраивания отношений с партнерами из восточных стран, в которых система торговли углеродными единицами также активно развивается.

— Кто будет основными участниками рынка?

— Можно сказать, что рынок углеродных единиц делится на три сегмента участников. В России первым выступает регулятор в лице государства, основной задачей которого является подготовка всей нормативной базы системы торговли углеродными единицами и определение правил функционирования участников рынка. Второй сегмент участников — это валидаторы и верификаторы климатических проектов, независимые организации, которые будут контролировать качество выпускаемых единиц.

Третий сегмент — собственно покупатели и продавцы углеродных единиц. В роли продавцов могут выступать компании или физические лица, которые добровольно реализуют проекты по сокращению или поглощению выбросов — климатические проекты. Представляется, что в роли покупателей в первую очередь будут выступать компании, которые хотят сократить свои выбросы с целью выполнения обязательств перед инвесторами или производства низкоуглеродной продукции. Элементом, объединяющим всех участников рынка, является реестр углеродных единиц.

— В чем роль реестра углеродных единиц в системе углеродной торговли?

— Реестр — основная системообразующая структура рынка углеродных единиц. В нем происходит выпуск, хранение и погашение единиц, а также фиксация их движения. По сути, именно в реестре происходит превращение сокращений выбросов в товар, который можно монетизировать. Углеродные единицы будут торговаться на бирже, также будет предусмотрена возможность внебиржевой торговли, например на электронных торговых площадках, таких как ЭТП ГПБ.

Поэтому старт рынка углеродных единиц можно считать от запуска реестра.

— Почему компаниям может быть интересно участие в механизме торговли углеродными единицами?

— Опыт последнего десятилетия показал, что повестка низкоуглеродного развития, в частности сокращение выбросов в атмосферу и предотвращение глобальных климатических изменений, не ограничиваются гонкой за «зеленым» имиджем компании. Многие компании берут на себя добровольные обязательства и несут ответственность перед инвесторами и партнерами за снижение выбросов от собственной деятельности и продукции. При этом часто они не могут собственными силами достигнуть поставленных целей за счет использования более современных технологий.

Также наличие рынка углеродных единиц стимулирует компании, стоящие на пороге модернизации, принимать решение о внедрении более «чистых» технологий и получать за это дополнительный доход от реализации углеродных единиц. В свою очередь, компании, у которых объём выбросов значительный, а меры по их сокращению невозможны в данный момент, могут купить углеродные единицы и, таким образом, компенсировать свои выбросы. Путем участия в рынке углеродных единиц более «чистые» технологии могут привлечь дополнительное финансирование, а более «грязные» — компенсировать свой углеродный след и улучшить свой профиль в глазах инвесторов.

— Возможно ли уже сейчас судить о том, какой спрос будет на единицы, например, в первый год после запуска механизма?

— Да, можно предположить, что основной спрос как на покупку углеродных единиц, так и на реализацию климатических проектов ожидается со стороны промышленных и транспортных компаний. Несмотря на то что точный объем спроса будет понятен позднее, когда рынок заработает в полную силу, сейчас можно делать выводы исходя из данных о принятых стратегиях о достижении углеродной нейтральности предприятий и объеме закупленных углеродных единиц за предыдущие годы. В период с 2019 года российскими компаниями на зарубежных рынках было приобретено около 700 тыс. углеродных единиц, крупнейшими покупатели которых стали ПАО «Газпром» и Сахалин Энерджи (ООО «Сахалинская Энергия»).

— Если представить, что я работаю в компании, заинтересованной в регистрации проекта, Какие действия необходимо совершить, для того чтобы выйти на рынок?

— Сначала необходимо выбрать, какой из типов климатических проектов лучше всего подходит компании. Далее его необходимо валидировать, то есть проверить на соответствие общим критериям климатических проектов: убедиться, что проект не приводит к увеличению выбросов парниковых газов за пределами проекта, что он дополнителен по отношению к обязательным мероприятиям и не является следствием сокращения производства. Далее необходимо открыть счет в реестре и подать заявление на регистрацию климатического проекта. Для регистрации климатического проекта в реестр надо предоставить отчет о его валидации, а также уплатить регистрационный взнос. Регистрация проекта может быть проведена до его непосредственной реализации.

— Сразу после этого можно считать, что у компании есть углеродные единицы?

— Нет, после исполнения проекта требуется подготовить отчет о его реализации и рассчитать итоговый результат проекта, выраженный в углеродных единицах (1 углеродная единица соответствует 1 т СО2-эквивалента). Далее необходимо пройти верификацию отчета независимым аккредитованным органом из списка Росаккредитации. Верификатор должен подтвердить, насколько верен расчет результатов, и дать свое заключение. После подачи заявления Оператору реестра на портале «Госуслуги» происходит выпуск углеродных единиц. Если сейчас звучит несколько сложно, то на деле на каждом этапе процесс сопровождается подробной инструкцией, а там, где возможно, — автоматизирован.

Loading

0