Системные усилия по сбору лома БПЛА способны снизить стоимость дронов
В предыдущих статьях на ИНФОЛОМ мы поднимали вопрос о выделении лома беспилотных аппаратов как отдельную категорию лома цветных металлов, подобную электронному лому.
В отличие от 2022 года, сейчас существенным образом изменилась ситуация:
1. В 2022 году речь шла о единичных БПЛА, которые находили на территории РФ, в 2024 году речь идет примерно о 2 млн.(!) единиц лома БПЛА, на территории не менее чем 5 субъектов Федерации.
2. Появилась практика сбора лома БПЛА – есть не менее одного случая попытки сдачи беспилотного аппарата на лом населением.
3. На переднем крае также есть практика сбора упавших беспилотников. С учетом того, что новый БПЛА типа DJI Mavic может стоить от полумиллиона рублей, а себестоимость fpv-дрона «Мурзолет» составляет десятки тысяч рублей, есть реальная мотивация к сбору б/у беспилотников и появлению рынка восстановленных дронов, по факту он уже есть. По ссылке можно посмотреть, как этот процесс осуществляется «на нуле».
4. Вышедшие из строя компоненты дронов также можно разделить на подлежащие повторному использованию и подлежащие утилизации.
Все вышеперечисленное приводит к необходимости формирования государственного стандарта ГОСТ на лом беспилотных летательных аппаратов, стандартизации процесса сбора и повторного использования, ввода категории «лом беспилотных летательных аппаратов» для экспорта, импорта, переработки, ре-экспорта. Лом БПЛА поможет нарастить их выпуск из бывших в употреблении запасных частей и существенно снизить себестоимость при повторном использовании.
В качестве мотивации для сбора таких аппаратов, целесообразно разработать централизованно таблицу обмена упавших «птиц» на что то нужное в военном быте для всего подразделения – от сгущенки и печки-«буржуйки» до тепловизора и дизельного генератора, в зависимости от ценности «добычи». Наличие стандартов и понимания повторного использования и дальнейшей переработки будут очень этому способствовать.
Фото: ТГ-канал Разработчик БПЛА