Мусорный оператор Петербурга переключился на шины

Принадлежащий городу МПБО-2 искал новую нишу после того, как перестал заниматься сортировкой и переработкой бытовых отходов.

Как рассказал петербургскому сетевому изданию «Фонтанка» директор МПБО-2 Александр Лапченко, китайское оборудование для переработки автомобильных шин закупили еще в 2023 году. В это было инвестировано порядка 20 миллионов рублей, окупаемость оценивают в три-четыре года с момента запуска. Лицензия на переработку шин была получена в июле 2024. Перед тем, как приступить к сбору и переработке покрышек со всего города, технику тестировали на тех автомобильных шинах, которые скопились на самом предприятии.

Пока МПБО-2 занимается именно шинами, и переработать можно не все. Так, здесь не берут в переработку покрышки с шипами. Кроме этого, пока не могут заняться и шинами строительной техники: от тракторов, бульдозеров, экскаваторов.

Основной продукт, который получается в результате, — это резиновая крошка. Ее изготавливают трех видов: от 0 до 1 мм, от 1 до 2 мм, от 3 до 5 мм. И после этого продают производителям покрытий спортивных и детских площадок, резиновой плитки, мастики, асфальтовой смеси и гидроизоляции для крыш. Спрос на резиновую крошку достаточно высокий, весь этот продукт завод реализует в Петербурге.

На МПБО-2 продемонстрировали журналистам процесс переработки шин. Из грузовых покрышек сначала вырезают внутреннее кольцо. Все шины разделяют на ленты, дробят их сначала в «чипсы», а потом в резиновую крошку. Первичную крошку измельчают до нужного размера, по трем видам фракций. После этого продукт упаковывают в мешки разных размеров.

В процессе переработки из шин изымают металлический корд и текстиль. Крупные фрагменты корда удается продать как металл, чтобы его использовали при изготовлении новых предметов. Мелкие частицы сейчас реализовать практически невозможно — отмечают на заводе. Текстиль в теории можно было бы продать — и использовать, например, для изготовления строительных утеплителей. Но спроса на такой текстиль нет, поэтому с МПБО-2 его отправляют на полигон.

В 2022 году в Петербурге перерабатывали всего 44 тонны автомобильных покрышек, то за первые девять месяцев 2024 — 217,7 тонн. Это почти в пять раз больше — самый большой прирост в утилизации среди всех видов опасных отходов. Значительно увеличились показатели и по утилизации отработанного машинного масла (было 2,4 тонны за год, стало 9,6 на октябрь 2024), электронной техники (было 23, стало 61 тонны).

Петербургское правительство организует сбор на утилизацию 14 видов опасных отходов, что необычно много для России. Во многих регионах у людей есть возможность сдать в переработку только батарейки и ртутные лампы.

Сейчас в Петербурге действуют 23 экопункта для сбора опасных отходов: туда можно привезти как автомобильные покрышки, так и отслужившую технику, просроченные лекарства, порошки, противогазы и многое другое. Список всего, что можно сдать, с адресами экопунктов – на сайте администрации Петербурга.

Кроме этого, по городу курсируют два экомобиля, во дворах и учреждениях установлены 530 экотерминалов для батареек и ламп. Информацию об адресах, где их можно найти публикует городское правительство.

В будущем чиновники планируют обеспечить шаговую доступность к инфраструктуре для сдачи опасных отходов в переработку для 96% петербуржцев. По расчетам, для этого достаточно 23 экопунктов, 955 экотерминалов и работы экомобилей в удаленных частях города.

Loading

0