Как падение Сирии может повлиять на цены черного лома?
В очередной раз все эксперты – «вирусологи» интернета за последнюю неделю сменили сферу интересов и стали арабистами. Модная тема смены правления в Сирии не обойдет и рынок лома.
Сирия граничит с Турцией, и очевидно, Искендерун является главным направлением сбыта отходов вторичных металлов.
Что с импортом лома в Турции происходит сейчас?
Статистика Турецкого статистического института (TUIK) показала, что за первые десять месяцев 2024 года Турция импортировала в общей сложности около 16,4 млн тонн металлолома, что на 5,5% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Стоимость импорта выросла на 8% в годовом исчислении, достигнув 8,9 миллиарда долларов США. Среди них наибольший объем поставок пришелся на США, составив примерно 3,87 млн тонн, что на 6,7% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Нидерланды и Великобритания заняли второе и третье места с примерно 2,23 млн тонн и 1,77 млн тонн соответственно. Только в октябре импорт металлолома в Турцию составил примерно 1,5 млн тонн, что на 2% больше по сравнению с предыдущим месяцем и на 2% меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Как видим, зависимость турецких производителей стали от импорта не особенно падает. По данным Глобальной ассоциации производителей стали WorldSteel, за первые 10 месяцев 2024 года в Турции выплавили 30,91 млн тонн стали, что на 12,4% больше по сравнению с аналогичным периодом 2023 года. В то же время выплавка стали, как видим, растет на 12,4%, а импорт лома всего лишь на 5,5%.
Где же Турция берет недостающий лом?
Сирийско-турецкая граница контролируется со стороны Сирии туркоманами, потомками подданных Османской империи. Активные боевые действия способствуют образованию лома металлов, и поскольку своей металлургии в Сирии нет (или вернее почти нет – производство минометных мин из переплавленных из лома металлических заготовок там есть), в целом Турция является одним из перспективных направлений сбыта металлосодержащего сырья.
При росте выплавки стали на 12,4% потребление лома должно вырасти вряд ли менее, чем на 3 млн. тонн, из них прирост по импорту примерно 800 тыс. тонн. Где же брать остальное сырье? Если рассматривать возврат автотранспорта с металлом, скажем на армейских грузовиках через границу, как внутренние перевозки и не учитывать их в статистике (мы же не знаем как учитываются в Турции приграничные перевозки с сирийской границей?), то недостающие 0,8 – 1,5 млн. тонн лома (это всего лишь 75 тысяч рейсов автомобилей через сирийскую границу) как раз и обнаружатся как поступления с внутреннего рынка Турции.
На наш взгляд, ожидание потока сирийского лома, в первую очередь на Искендерун, будет способствовать снижению цен на лом в Турции, во всяком случае в течение ближайшего месяца. «Приватизация» бесплатного лома сильно пополнит бюджеты полевых командиров, внезапно победивших в Сирии.