У «Мотовилихинских заводов» есть будущее

Новая команда у руля знаменитого предприятия знает, как сохранить производство

Новая команда у руля знаменитого предприятия знает, как сохранить производство  Корреспондент «Независимой газеты» Николай ПОРОСКОВ начал разговор с только что назначенным генеральным директором ПАО «Мотовилихинские заводы» Александром АНОХИНЫМ о сложном положении, в котором оказалось известное во многих уголках мира оборонное предприятие. Рассказывая о текущей ситуации, наш собеседник оптимистично смотрит в будущее, поскольку уверен в том, что производство необходимого армии вооружения, как и гражданской продукции, будет сохранено.

– Александр Валерьевич, как вы оцениваете состояние предприятия в целом на данный момент?

– Если оценивать предприятие по его компетенциям (производственной базе, экспертизе, техническому оснащению, опыту, знаниям, номенклатуре и качеству производимой продукции), то, конечно, есть очень большая перспектива, и я уверен, что мы сможем правильно реструктурировать все имеющиеся ресурсы для достижения положительного результата. Но в то же самое время, если говорить о финансовых показателях, к сожалению, нужно признать, что «Мотовилихинские заводы» сейчас находятся в предбанкротном состоянии.

– Позвольте мировоззренческий вопрос. Он связан с довольно большим количеством примеров банкротств в оборонном комплексе, но при этом, как мы видим, ОПК продолжает работать, не прерывая производственного цикла. Хотелось бы хотя бы в общих чертах понять, почему так происходит. Банкротство коммерческой структуры, утверждают специалисты, можно рассматривать как крах предприятия. При банкротстве же государственной структуры независимый аудитор в лице конкурсного управляющего следит, чтобы активы были правильно подсчитаны и не исчезли при ликвидации прежней организационно-производственной структуры и создании новой. Чтобы, так сказать, не возникло «мутной воды», в которой исчезнут крупные суммы денег. Вы разделяете такой взгляд?

– Я отвечу на этот вопрос именно как на мировоззренческий, то есть применительно к оборонке в целом, безотносительно конкретных предприятий. Потому что каждое отдельное предприятие уникально по своим задачам, возможностям, персоналу, влиянию на социальную жизнь, и обзор общего характера, да еще в формате краткого ответа на вопрос в интервью принципиально не может охватить нюансы отдельных предприятий.

Так вот, если говорить в общих чертах о банкротствах в оборонном комплексе, то в банкротстве как таковом есть четкая юридическая составляющая – закон «О банкротстве», который позволяет кредиторам получить свои деньги. Но когда мы говорим об оборонном предприятии, которое работает на безопасность страны и не может пойти по стандартному пути коммерческого предприятия: реструктурироваться, перейти на выпуск чайников, даже закрыться, его основная задача – не допустить срыва производства, оно должно и дальше выдавать заказчику продукцию. В данном случае банкротство – это возможность избавиться от долгов, реструктурироваться, сохранить производство и поддерживать рабочее состояние предприятия.

Второй важный аспект – социальная стабильность. На оборонных предприятиях работает, как правило, большое число людей. Это в основном градообразующие предприятия, развал которых сильно влияет на экономику региона и социальную атмосферу. И третья задача конкурсного управляющего – не допустить, чтобы какие-то элементы производственной базы куда-то ушли, растворились – речь в первую очередь о секретности и только во вторую – о материальных ресурсах, которые при «переезде» из одной структуры в другую тоже могут попытаться «увести», если нет должного контроля.

Но еще раз напомню: я говорю именно об общих принципах – как вы и поставили вопрос, а не о каком-либо конкретном предприятии. Хочу особо подчеркнуть: банкротство – это, пожалуй, крайняя мера в арсенале инструментов для реструктурирования предприятий оборонного комплекса. Крайняя – потому что это и эмоциональный стресс для работников заводов, и просто очень трудоемкая и непростая юридическая и организационная процедура. Поэтому, несмотря на то что процедура банкротства предприятий оборонного комплекса и не влечет серьезных проблем для работников и выполнения гособоронзаказа, тем не менее далеко не на всех предприятиях оборонки прибегают к банкротству, когда стоит задача вывода предприятий из неприемлемого финансового состояния, а, как правило, пытаются обойтись менее радикальными способами реструктуризации.

И только если менее радикальные методы не дадут результата или же если изначально понятно, что перераспределение мощностей внутри ОПК с одновременным вводом каких-то новых предприятий в систему ОПК извне и выводом каких-то устаревших заводов за пределы оборонки правильнее всего делать через процедуру банкротства старой структуры, – только тогда задействуется юридический механизм банкротства.

Генеральный директор ПАО «Мотовилихинские заводы» Александр Анохин.
Фото пресс-службы предприятия

– Какой объем занимает гособоронзаказ в производственной программе возглавляемого вами предприятия? На чем сосредоточены основные усилия?

– Производство нашего предприятия диверсифицировано: вооружение, военная и специальная техника, затем металлургическое производство и, наконец, оборудование для нефтедобывающей промышленности. В рамках гособоронзаказа выпускается примерно половина продукции. У нас десятки контрактов, и это очень хорошо, однако есть проблемы с их выполнением. Мы понимаем, что срыв контрактов чреват потерей контрагентов, поэтому поставили решение этой проблемы в число первоочередных – и за последние два месяца ситуацию взяли под контроль.

Главное – мы понимаем, какие мероприятия нужно провести, чтобы конкретный контракт был выполнен в срок, с учетом всех параметров и в полном объеме. Основная проблема – работа с соисполнителями, с субподрядчиками. Многие из них – безальтернативные. Значит, остается правильно выстраивать с ними работу. К сожалению, как я уже говорил, раскоординированность, неслаженность тут явные. Но у нас есть понимание, как эту работу выстроить, и результаты первых шагов в этом направлении обнадеживают.

– Как вы оцениваете возможности предприятия в конкурентной борьбе за международные контракты?

– Рынок по нашей номенклатуре уже сложился, конкуренцию нам составляют китайские производители и, в меньшей степени, бразильские. Чтобы сохранить позиции, необходима поддержка государства. Это прежде всего (если не затрагивать такие макроэкономические факторы, как курс рубля) предоставление кредитов. Также важна активная позиция государственного посредника – «Рособоронэкспорта». Ведь на мировом рынке нередки случаи, когда продукцию по сопоставимой цене покупают у другого продавца, поскольку его поддерживает государство.

– Президентом России перед ОПК поставлена задача о диверсификации производства с увеличением доли гражданской продукции, поскольку в ближайшей перспективе возможно существенное уменьшение гособоронзаказа. Вы что-то планируете в этом направлении?

– Да, причем делаем это так, чтобы избежать негативного опыта периода перестройки конца 1980-х, когда высокотехнологичные заводы делали лопаты из титана под лозунгом «конверсии оборонки». Высокотехнологичные заводы должны делать высокотехнологичную, конкурентоспособную продукцию, востребованную на рынке.
Поэтому совместно с ГК «Ростех» и исполнительной властью Пермского края мы разрабатываем концепцию индустриального парка на базе ПАО «Мотовилихинские заводы». Предположительно роль управляющей компании возьмет на себя наше предприятие. На его территории разместятся новые производства, которые будут обеспечены необходимой инфраструктурой, энергоносителями. Позаботимся и о соблюдении административно-правовых условий. Цель проекта – формирование условий для успешного развития бизнеса заданной тематики за счет привлечения компаний, стартапов и их взаимодействия между собой. Есть и социальная цель: на территории индустриального парка сегодня многие люди без работы, и этот проект позволит их трудоустроить, вдохнет новую жизнь в близлежащие населенные пункты, долгое время считавшиеся депрессивными.

– Все оборонщики сегодня вынужденно занимаются импортозамещением. «Мотовилиха» не исключение?

– Программа по импортозамещению на предприятии уже выполнена – в срок и с хорошим результатом. Успешно прошло замещение по десяткам позиций, в основном речь идет о компонентах радиоэлектронной базы. Внедрена также отечественная технология профилирования направляющих для реактивных систем залпового огня.

– Собираетесь выводить предприятие на IPO?

– Об IPO говорить преждевременно. Прежде нужно разобраться с текущей ситуацией, найти возможность предприятию самостоятельно финансировать свою деятельность. Сегодня уровень кредитной нагрузки таков, что убыточное предприятие не справляется. Думаю, в ближайшие два месяца совместно с холдинговой компанией «Сплав», нашей головной организацией, разработаем план финансового оздоровления и представим его на утверждение в «Ростех».

– На предприятии обеспечен полный жизненный цикл собственной продукции?

– Да, за исключением утилизации. Сейчас разбираемся, насколько это нужно «Мотовилихе». Не секрет, что некоторые предприятия переполнены старой техникой, но нет юридического механизма утилизации. Одна из серьезных инициатив «Ростеха» последнего времени – создание совместно с Минобороны предприятия, которое будет глобально заниматься координированием утилизации ВВТ.

– И в заключение – о чем мечтает новый генеральный директор «Мотовилихинских заводов»?

– Задачи, которые ставились мне и команде на предприятиях, где мы работали прежде, выполнены. Хотелось бы и здесь иметь хороший результат, потому что от него зависит будущее страны, безопасность наших детей.

НВО

Loading

0