Понижения цен на лом зависят от «потолка санкций» и курса доллара
Падение курса доллара ниже 90 рублей серьезным образом ударило по конкурентоспособности российской металлургии.
Только рост цен на лом металлов в Турции спасает от серьезного обвала цен. Сейчас разница цен на лом между заводами в Турции и в России более 120 долл. США с учетом доставки, что является с поправкой на логистику, неплохим заделом для международной конкурентоспособности российского металла. Дальнейшее понижение – это скорее попытка подстраховаться от неопределенности валютного курса, и отчасти может быть форма ценового сговора.
В то же время дефицит лома у электрометаллургов оставляет относительно высокую цену на лом для предприятий Юга России.
Отдельно стоит остановиться на слухах о слияниях и поглощениях у экспортёров лома. Основной экспорт сейчас идет с Северо-Запада и мы понимаем, что на Юге России и в Поволжье он, скорее всего, расширен не будет. В то же время обращает на себя внимание отличная рентабельность экспорта лома – не менее 80 долларов на тонну с учетом всех сопутствующих затрат! В этом случае оправданным будет покупка экспортеров и в Санкт-Петербурге и в Калининграде (или вхождение в долю), маршрут СПб-Калининград-Турция может обеспечить высокую маржинальность даже при небольших объемах.
P.S. Важный комментарий из Калининграда
Все вышеперечисленные расчеты маржинальной пробыли на тонну экспортируемого лома относится исключительно к Санкт-Петербургу в текущей ситуации. В Калининграде принципиально другая и более печальная обстановка:
- Нет альтернатив экспорту в связи с фактической блокадой перевозок из Калининграда в Россию странами НАТО, то есть нет возможности вывезти лом для российских заводов. Теоретически это возможно путем отправки судна в Санкт-Петербург, но это совсем не выгодно экономически – сейчас ситуация такая, что цена на площадках в Калининграде выше, чем в Санкт-Петербурге, 17500 и 17100 руб. соответственно. Второй путь – отправка судна вокруг Европы в Новороссийск, но опять же, рентабельность отгрузки и весьма дорогой фрахт вокруг Европы делает такую операцию экономически бессмысленной.
- В силу меньших объемов лома в Калининграде выше относительные расходы на перевалку: за аренду приходится платить почти столько же, тогда как объемы лома ниже, чем в Спб
- Малые объемы лома приводят к необходимости догрузки металлом в Прибалтике, что сильнейшим образом давит на рентабельность, ни о каких 80 долларах маржинальной прибыли с тонны речь не идет вообще, работают «на выживание». Общая рентабельность ломоперерабатывающих компаний, по данным с мест, – самая низкая с 2020 года.
Реальным рецептом улучшения ситуации в Калининграде было бы повышение квот на экспорт лома на регион до 250 тыс. тонн лома год, принимая во внимание проблемы логистики и фактическую блокаду области странами НАТО.