Мартовский ЗВЁР 2025

Весна!

Всем категорическое – ЗДРАВСТВУЙТЕ!

Вот и закончилась календарная зима. В этом году она особенно «календарная», так как морозов и снега особо нет и не было. Дождь в январе в Сибири не часто увидишь, а в этом году – сколько угодно! Медведи вон и те, проснулись в феврале, гуляют по лесу – тощие голодные и ни хрена не понимают – чего так рано проснулись? Почки на деревьях за эту зиму пару раз пытались распускаться не по календарю, а по температуре. В общем, не только на рынке лома сумасшествие. На рынке лома тоже постоянно ощущение того, что на календаре не февраль, а какой–нибудь — ноябрь, когда у металлургов сформированы зимние запасы и самое время снижать цены. В снижение цены – это сейчас тренд последних 11 месяцев. Затяжное снижение идет и кончатся не собирается. Так и хочется уже сказать металлургам: «Такими темпами к концу года цены кончатся! Вы бы поосторожнее!» Еще 10 месяцев по 2000 в месяц и лом будет стоить сначала 0 рублей, а потом за него начнут давать в морду!

Ну что? Февраль? К сожалению, февральский прогноз случился. Снижение по итогам февраля составило от 2 000 до 2 500 рублей по различным заводам и регионам. При этом особенно напряженная ситуация была и остается с продажами в центральной части. По сути, там остался один потребитель – БМЗ. Но у него, как всегда, «деньги с дырками», а учитывая ситуацию на рынке – дырки превращаются в дыры! Но альтернатива – не грузить совсем. Что, в общем-то, некоторые и делают. Все больше и больше предложений о продаже площадок и ломового бизнеса. Такими темпами к концу года на рынке останутся только пара – тройка крупных трейдеров, да дочки металлургов. Хотя и тем и другим сейчас приходится одинаково не сладко.

Но вернемся, к итогам февраля. Немного цифр. При плане 0,89 млн тонн объем поставки на всех потребителей состоялся 0,87 млн тонн. Вроде не привезли планы? Ан нет! Это два завода ПромСорта просто зачеркнули февраль и не повезли заявленные планы. Объем поставки на Калугу просто НОЛЬ, а на ПС-Урал 4 тыс тонн, при плане в 70 тыс. тонн. Так что если сделать корректировку на эти два направления, то планы все выполнили и перевыполнили. Чего и следовало ожидать при таких-то планах! (( В феврале активизировались Балаково и Абинск. По сравнению с предшествующими месяцами они прям повезли – повезли лом. Это, конечно, не те объемы, которые от них все ждут, но много больше предыдущих периодов. Значит лом расходуют и это не может не радовать. В феврале, даже БМЗ, при его отвратительных оплатах и очень спорной приемке план перевыполнил. Такое случается не часто. Согласитесь!? )) Вот такой не веселый февраль в этом году выдался.

С продажами у металлургов стало только хуже. Если в декабре – январе были некоторые отгрузки на экспорт, то февральский курс доллара даже прошлые продажи превратил в «тыкву». После конвертации валюты по новому «чудесному» курсу 89 рублей за недруга, при расчетном курсе на момент подписания контрактов в 104 рубля за доллар принесли металлургам вместо «около нулевого» результата чистый убыток. На текущем курсе смысл в продаже заготовки на экспорт отсутствует, а катать на склад никто уже не хочет и не может – склад не резиновый. Сейчас много и часто пишут о том, что мол ГБЖ и чугун заменили лом в производстве стали. Об этом писалось пару лет назад, но тогда как-то никто, видимо, не придал этому значения. Зато сегодня из каждого утюга – ГБЖ, чугун, чугун, ГБЖ…..А между тем есть еще одна проблема для ломовиков. Она называется – «покупная заготовка». В февральском опусе писалось об объемах выплавки стали и об их снижении в 2024 году. Ну так вот, если повнимательнее посмотреть, то это снижение по заводам тоже не равномерное. Наши «традиционные» металлурги типа Магнитки, НЛМК и Северстали снизились больше декларируемых 6%. Ни у кого не возникает вопрос – а как тогда средняя температура по больнице получилась минус 6%? Ларчик открывается просто – заводы в новых регионах дали увеличение производства и в результате средняя температура минус 6, а не минус 13 или еще ниже. Понимаете? Мы приросли еще металлургией, которая сегодня, сейчас, активно наращивает производство и конкурирует с другими нашими же металлургами. В итоге эти самые заводы в прошлом году выплавили порядка 3 млн тонн стали, что стало чистым плюсом к общему производству стали в РФ. При этом «новые» металлурги (а у них лом и себестоимость значительно дешевле (!!!) в силу ряда причин) продают по большей части заготовку и продают они ее кому? Правильно! Нашим же электрометаллургам! Заводам типа Новроссметалл, Абинск, Балаково и пр. Вот откуда заявления о том, что им дешевле покупать готовую заготовку, чем плавить сталь из лома. Примерно та же ситуация и с ПС-Калуга, только там заготовка своя – из Тулы. Чугуна много, Тульский завод всегда был и остается «не традиционным» с точки зрения технологии выплавки стали. Там в роде электропечка, но в нее заливают чугуна больше, чем лома, благо чугун варят тут же «за углом». Потому в феврале ПС – Калуга с нулевым заходом лома катала арматуру и продавала ее и при этом лом на остатках не кончился. При этом себестоимость заготовки, выплавленной по технологии полного цикла из «первородного сырья» (уголь – кокс – окатыши – чугун – сталь – заготовка) гораздо ниже, чем из лома, хотя «змеевик» при производстве из лома короче (лом – сталь – заготовка). А сталеплавильных мощностей у нас всегда было с избытком! Так что «покупная заготовка» — это еще один фактор (к ГБЖ и чугуну), который поспособствовал снижению потребности в ломе в 2024 году и будет оставаться в 2025 году пока стоимость угля и ЖРС будет на сегодняшнем уровне. Чет меня понесло в металлургию…..

Пару недель назад металлурги прозрели, что порожние вагоны девать уже некуда и вынесли этот вопрос на самый высокий уровень. Мне вот интересно: кто додумался не принимать порожние вагоны к перевозке? У металлургов потребность в вагонах для обеспечения сырьем в три раза выше, чем потребность в вагонах для отгрузки готовой продукции. Им куда две трети вагонов — то деть? Чем загружать? А крупные комбинаты, это фактически «город в городе». Там других производств — кот наплакал. Там вся жизнь крутится вокруг металлургии. У них просто нет другого груза для отправки, кроме того, что изготовили металлурги. Просто цирк с конями….и вагонами). Может не востребованный порожняк сразу в лом сдавать? А что? Транспортное плечо по доставке – минимальное. Шутки – шутками, но проблема приобрела космические масштабы. Металлурги реально задумались над переходом на автомобильную отгрузку, даже те у кого в принципе под этот транспорт не заточено ничего! Это ж как надо было довести ситуацию? На некоторых станция и тупиках дабы освободить хоть сколько – нибудь места вагоны кранами (!!!!) снимают с рельс, убирают в сторону, подкатывают колесные пары и опускают в чистом поле на колеса!! По родному Абсурдистану!

Заканчиваю про металлургов…..

Про остатки. Март — это ведь весенний месяц? Да? Полагаю, что ответ – да. Тогда объясните мне, обитателю леса, зачем в феврале наращивать остатки? По НЛМК рост остатков в феврале больше 10 тыс тонн! В феврале Изя!!!! ЕВРАЗ – рост остатков лома. Северсталь – рост остатков. Это к вопросу о «покупной заготовке». Практически все комбинаты с производством стали из чугуна нарастили остатки. И это весна не началась! Это означает что либо нет загрузки, либо из лома не выгодно плавить сталь. А скорее — и то и другое. За февраль остатки у металлургов снизились на 400 тысяч. Вроде уже лучше, вроде расход пошел, но, черт побери, они все еще рекордно высокие для начала марта – 2,6 – 2,7 млн тонн на остатках – это очень и очень много! Даже если март зачеркнуть и принять объем поставки за ноль, то этих остатков хватит до апреля. Но так не у всех! И это – важно.

Про март. На март планы заводов плюс – минус 1 миллион. При факте февраля 0,87 млн тонн вроде дефицит намечается, но не спешите радоваться. Смотрю я на эти планы и хочется обняться и рыдать в голос! Там нет этого миллиона потребности! Это цифра не просто надута, она похоже вымучена слезами дочек металлургов и, возможно, некими «обязательствами» перед генеральными поставщиками лома на ряд заводов. Планы НЛМК – это скорее желание поддержать дочек и дать им возможность сбыта, чем потребность на производство (с учетом роста остатков на комбинате)! Я почти уверен, что та же картина у ЕВРАЗа. У Магнитки с августа планы по 30-50 тысяч – это скорее желание дать возможность работать дочкам, чем реальная потребность в ломе на производство. Про Северсталь вообще молчу. Северсталь мы потеряли как потребителя лома давно и безнадежно! И по этому же пути сейчас идут остальные комбинаты – НЛМК, ММК, ЗСМК. Горько это осознавать, но пока картина безрадостная. Так что если убрать не обязательные планы, то останется в районе 0,8 млн тонн. А это практически план февраля. При этом март длиннее на три дня. В этом календаре нет выходных дней. Заготовка начала расти в центральной части. У многих на остатках лежат не просто кучи, ТЕРРИКОНЫ лома! Вот только мне искренне жаль их. Не получится похоже в этом зимне-весеннем сезоне заработать на остатках ничего кроме геморроя и головной боли, а, ну может пару тройку инсультов получим (в худшем случае).

Возвращаясь к планам и остаткам марта. План будет обязателен для тех, у кого остатки низкие. Кто же эти «счастливчики»? Кому будет лом нужен?

Традиционно – БМЗ. План большой. Больше 100 тысяч. Остатки крайне низкие, но БМЗ уже не первый год работает с остатками 5-10 тысяч. Им не привыкать! Но из центральной части грузить больше, по сути, некуда.

ПС -Калуга. Смотрим – могут выйти на рынок. Остатки низкие, но тут вопрос покупной заготовки. Учитывая, что экспорт чугуна и заготовки не считается могут либо работать на привозной заготовке из Тулы, либо просто снизить производство. Вероятность выхода на рынок остается. Как сейчас пишут – держим кулаки и молимся. А что остается делать?))

ПС-Урал. Остатки уже не комфортные. План на уровне февраля. Будут покупать, но большую часть потребности попытаются закрыть дочками УВМ, тем более что они второй месяц «курят». Сторонние поставщики, скорее всего, пойдут по остаточному принципу, хотя, возможен и обратный сценарий, дабы не фиксировать убытки на дочках.

ВМЗ (Выкса). Остатки комфортные. План снижен. Поедут дочками и машинами. Особо ловить нечего.

ММК. Остатки большие. План стабильно низкий. Поедут дочками. Транзит будут покупать избирательно. Ловить есть смысл только близлежащим регионам.

НЛМК. Остатки какие-то не реально высокие. План выполнят дочками, при чем за пол месяца.

Балаково и Абинск. Планы формируются по принципу «не привезёте – купим заготовку». Лом везут по принципу «сколько приедет». Покупать будут, но без фанатизма. Экспорт не поедет при таком курсе, соответственно и производство будет не ахти какое.

ЗСМК. Остатки большие. План для дочек. С рынка покупать не будут, да и незачем. План больше для вида, чем для потребности.

ВТЗ. Остатки большие. План рабочий. Вопрос с деньгами остается на повестке дня. Критической необходимости в привозе плана нет.

ТАГМЕТ. Плана нет второй месяц. Завод не загружен по производству. Если что-то поедет, то исключительно машинами.

СТЗ. Остатки большие. Покупать будут очень избирательно. Вопрос с оплатами с повести дня не снят.

ПНТЗ. Остатки большие. Необходимость выполнения плана под большим вопросом. Наличие плана больше вопрос договоренностей, чем насущная необходимость.

Вот так и получается виртуально план миллион, а реально – везти некуда лом.

Резюме. По марту роста не жду. Возможно снижение цен до 1000 рублей. Рост заготовки, большие остатки у металлургов и на складах у ломозаготовителей могут сыграть с нами злую шутку и отправить цены еще ниже. Впереди нас ждет апрель. Месяц «большого лома». Посмотрим какая будет заготовка при текущих ценах на площадках. Но что-то мне подсказывает, что все равно она будет больше марта…..

***

За сим прощаюсь. Благодарю всех, кто дочитал до конца и осмыслил написанное. Не является руководством к действию, это только мысли и рассуждения на бумаге. Всех с наступающей весной. Вот что в этом мире неизбежно, так это смена времен года!))) Всех женщин в 8 марта! Весны Вам, милые дамы.

До встречи в апреле. Надеюсь и на нашей улице перевернется КАМАЗ с карамельками! Берегите себя и своих близких! Адьё!

Всегда Ваш Звёр

Комментарий ИНФОЛОМ: Примерно половина лома от БМЗ прихдит от структур Белвторчермета, в силу чего даже при формально небольших запасах внутри периметра завода без сырья белорусские металлурги не останутся. И в отношении технологий Тулачермет-Сталь изначально полагалась именно на конвертер, в котором лом играл роль охладителя и вспомогательного вида сырья.

Loading

0