Ильдар Неверов принял участие в заседании рабочей группы при Госсовете в рамках нацпроекта «Экология»
6 марта Ильдар Неверов принял участие в заседании рабочей группы при Госсовете «Формирование комплексной системы обращения с отходами» в рамках нацпроекта «Экология». В своем выступлении делоросс остановился на последствиях введения «агентского НДС» для операций с макулатурой.
В своих предложениях председатель комитета «Деловой России» по природопользованию и экологии отметил, что недофинансирование деятельности региональных операторов, связанное с ранним этапом реформы, во многом устранимо за счёт выручки от реализации вторичного сырья. «Как правило, региональные операторы — это основные пользователи мусороперерабатывающей инфраструктуры в регионах, поэтому и вторичное сырьё для них является ликвидными материальными запасами», — отметил он.
Помимо отсортированного вторсырья есть сложившийся рынок картона, металлолома, пластиковых бутылок, стекла, других видов полезных вторичных ресурсов, используемых перерабатывающими предприятиями в качестве сырья для изготовления продукции. Использование вторсырья при производстве упаковочной продукции уже сейчас дает мощный толчок для стимулирования спроса на нее за счет существующих мер экономического стимулирования, установленных законодательно. Крайне важно не остановить намеченную тенденцию в связи с существующими налоговыми и правовыми барьерами.
Излишняя зарегулированность отрасли, наличие архаичных норм, не отражающих тенденции текущей модели экономики, а также основные направления госполитики в области обращения с отходами, включая несимметричное налоговое администрирование, приводят к недополучению операторами выручки и, как следствие, тормозит и без того непростое развитие.
Каковы основные проблемы налогового регулирования отрасли? Например, применение «агентского НДС» при операциях с макулатурой негативно сказывается на субъектах МСП, которые занимают большую часть сегмента заготовки макулатуры, а также на показателях национального проекта «Экология» и на раздельном сборе отходов.
Как правило, заготовители макулатуры, являющиеся поставщиками сырья для переработчиков (производителей готовой продукции) являются представителями МСП и применяют упрощенную систему налогообложения. Введение «агентского НДС» предполагает «усложненный» механизм, который не отвечает поставленным задачам снижения злоупотребления правом отдельными налогоплательщиками.
Хотя Минфин и заявляет о возможностях повышения привлекательности отрасли сбора, обработки и последующей утилизации макулатуры для инвесторов в виде получения права на применение налоговых вычетов. Фактически же правом на вычет будут пользоваться лишь переработчики, у которых есть инвестиции, предполагающие закупку дорогостоящего оборудования, модернизацию существующих производств. В то же время у заготовителей таких затрат и, как следствие, необходимости на применение вычетов нет. Однако именно для них сложный механизм агентского НДС создаст предпосылки либо для сокращения числа заготовителей (и сокращения объемов сбора), либо для их ухода в «тень».
Такой подход не отвечает подпункту «г» пункта 1 перечня поручений президента РФ «Об экологическом развитии Российской Федерации в интересах будущих поколений» № Пр-140ГС от 24.01.2017 года. В нем говорится о стимулировании малого бизнеса и населения к вовлечению в деятельность по сортировке, переработке отходов, ликвидации объектов накопленного вреда окружающей среде.
Еще одна проблема — в отрасль привносятся категории оценочного характера при определении происхождения сырья по операциям с участием населения (физических лиц). Споры о происхождении сырья, а также о принадлежности его тому или иному регоператору ТКО уже сейчас создают налоговые риски для его покупателей, так как фискальные органы, пользуясь определенными пробелами в законодательстве, оспаривают сделки, увеличивая тем самым налоговую базу и суммы налогов, подлежащих к уплате. Так как все основания (наличие или отсутствие деловой цели у сделки; выполнение договора произведено надлежащим лицом; искажение фактов с целью снижения налогового бремени не имело место) для признания налоговой базы и налога, подлежащего уплате, согласно ст. 54.1 Налогового кодекса РФ, являются оценочными, то для участников отрасли устанавливаются существенные налоговые и административные риски.
Широкомасштабное внедрение мусоросортировочных комплексов в рамках реализации реформы ТКО и нацпроекта «Экология» в нашей стране в ближайшей время станет объективной реальностью. Однако введение «агентского НДС» и отсутствие необходимого правового регулирования вопроса возникновения права собственности на макулатуру, как на полезный компонент твердых коммунальных отходов, ставит под вопрос легитимность сделок с макулатурой. До настоящего времени остается неурегулированным надлежащим образом вопрос перехода права собственности на отходы.
Момент перехода права собственности на ТКО, компонентом которых является и макулатура, к региональным операторам, оказывающим услугу по обращению с отходами, не определен. Не определена и процедура фиксирования возникновения права в первичных учетных документах оператора. Таким образом, извлеченная в результате обработки или сортировки ТКО макулатура, а также последующая ее реализация сторонним организациям, не может быть идентифицирована как объект права того или иного оператора, задействованного в процессе сбора и обработки. Следовательно, с введением «агентского НДС» вопрос перехода прав собственности, оставшийся не решенным, приводит к существенным спорам при исчислении налога.
Ильдар Неверов предложил для недопущения рисков нарушения принципа фискальной нейтральности в результате злоупотреблений недобросовестными налогоплательщиками, а также для сокращения возможных потерь бюджета РФ, рекомендовать правительству России рассмотреть вопрос о целесообразности установления особого порядка применения НДС (агентский НДС) при реализации макулатуры, а также лома черных, цветных металлов, алюминия вторичного и его сплавов. Для этого необходимо провести анализ практики применения введенных положений Налогового кодекса.
Кроме того, делоросс предложил сравнить полученные результаты анализа текущего порядка налогообложения операций с макулатурой с показателями отмененного льготного порядка налогообложения (освобождение от НДС), чтобы определить наилучший для отрасли и бюджета РФ порядок исчисления налога.
Также Ильдар Неверов считает необходимым рекомендовать Госдуме, правительству и министерству природных ресурсов и экологии России рассмотреть вопрос правовой неопределенности в отношении прав собственности как на сами ТКО, так и на все раздельно собранные или извлеченные в процессе сортировки полезные компоненты, захоронение которых в составе ТКО на полигонах запрещено.