«Карту купи, лапоть!» (с)
Западные санкции блокируют карты рек и морей России, убивая водную навигацию.
Член рабочей группы Минпромторга «Навигационные приборы» по импортозамещению в радиоэлектронике, генеральный директор ООО «НавМарин» Алексей Мигалин в эксклюзивном интервью vgudok.com рассказал о том, что одной из наиболее острых проблем морской и речной навигации 2023 года является сложная ситуация с электронной картографией.
Получить корректуру для ранее приобретённых электронных навигационных карт (ЭНК) иностранного производства российские судовладельцы сейчас не могут. Это обусловлено тем, что основные иностранные распространители ЭНК, следуя санкционной политике в отношении России, прекратили работу с нашей страной и изъяли, фактически вырезали, карты на воды РФ из своих коллекций. Подробности в материале сетевого изданию «Вгудок».
«Долгие годы многие российские судовладельцы использовали зарубежные навигационные системы и ЭНК частных коллекций. Сейчас часть из них продолжают использовать устаревшие, фактически неактуальные зарубежные ЭНК, которые не учитывают изменившуюся навигационно-гидрографическую обстановку.
На необновлённых ЭНК береговая линия, глубины, фарватеры, объекты подводного рельефа и элементы навигационной обстановки могут отображаться некорректно. На неактуализированных ЭНК (без корректуры) не будет отображено то, что уже исчезло, или, наоборот, возникло. Это связано с изменчивостью прибрежных вод, в наибольшей степени подверженных воздействию эрозионных и аккумулятивных рельефообразующих факторов.
Например, русло Волги в районе Астрахани меняется настолько быстро, что даже оперативно работающие гидрографические службы не всегда успевают это отследить.
В условиях ограниченной видимости и в ночное время такие изменения могут иметь роковое для судна и его экипажа значение.
Аналогичная ситуация возникает и при использовании судоводителями бумажных карт и атласов. При неблагоприятных гидрометеорологических условиях бумажный атлас не позволяет установить точное местонахождение судна с его габаритами. В такие моменты ходить по бумажным атласам нельзя. Однако этот запрет регулярно нарушается и, соответственно, риск чрезвычайных происшествий значительно возрастает.
Единственно верным решением в настоящее время является переход на работу по отечественным электронным навигационным картам. Для морской зоны ЭНК выпускает 280 ЦКП Управления навигации и океанографии Минобороны, а распространением занимаются уполномоченные дилеры.
Для внутренних водных путей (ВВП) коллекция ЭНК создана в результате ОКР Министерства транспорта РФ «Карта-Река». Благодаря этой работе было оцифровано свыше 75 тыс. километров ВВП и создана коллекция ЭНК в международном формате S57, покрывающая подавляющее большинство российских судоходных рек.
Сложность заключается в том, что при переходе с частных форматов иностранных производителей на S57 судовладельцам придётся заменить и технические устройства, и навигационное программное обеспечение. Дело в том, что сейчас системные требования к компьютерам изменились и на старых компьютерах новый навигационный продукт работать не будет, в том числе из-за своеобразной архитектуры, устаревшего «железа» и установленной защиты.
Для использования российских ЭНК необходимо иметь современные технические устройства с навигационным программным обеспечением, тоже желательно отечественным. Тем более, что такое ПО есть, оно соответствует как международным, так и российским требованиям.
Но чтобы переход на работу по российским ЭНК был не точечным, а повсеместным, необходимо вмешательство регулятора. Минтрансу России необходимо объявить о вводе обязательной нормы по оснащению всех судов российскими электронными картографическими навигационными системами (ЭКНС) и переходе на инструментальную навигацию. При этом нужно чётко определить, на какие типы судов какие ЭКНС необходимо устанавливать.
Такая мера, в свою очередь, даст возможность полноценно развиваться российским компаниям, производящим навигационное программное обеспечение. Одновременно будет повышаться и качество российских ЭНК, поскольку о любых расхождениях с реальной навигационной обстановкой судоводители будут сразу сообщать в ГБУ, а те в свою очередь в гидрографии. Подобная обратная связь стимулирует существенное повышение качества корректурного сервиса.
Однако есть и неприятные моменты, связанные с опытом использования иностранных навигационных систем. Я бы назвал это своеобразной фантомной болью. Выше я упоминал ЭНК частных коллекций, которые использовались на ЭКНС.
Вся логистика снабжения этими картами была построена таким образом, что пользователь не задумывался о сложной схеме заказа ЭНК, не менее сложной процедуре установки, каких-то ключах шифрования, User Permit какой-то не надо было никуда отправлять.
Пользователь получал простую SD-карту, вставлял её в слот в ЭКНС и всё! Система работает, карты есть.
Сейчас же, с переходом на карты формата S57, да ещё и шифрованных по алгоритмам S63, процедура усложнилась. На самом деле она не сложная. Прозрачная и достаточно понятная. Разве что необходимо сесть и разобраться. Но вместо этого начинаются капризы: это сложно, это медленно, это не так, как я привык, а вот у иностранцев было проще.
Пора прийти к простому выводу, что в текущей установке иначе не будет. И нескоро, если это вообще произойдет, мы вернёмся к тому «как было».
Могут ли отечественные разработчики реализовать подобную схему? Бесспорно, да. Скажу по секрету, что корни этой схемы распространения частных ЭНК — российские. Вопрос в другом: сколько такие карты будут стоить при таком маленьком рынке, который активен в лучшем случае 5 месяцев в году?
Впрочем, если обязать всех судовладельцев срочно оснастить свои суда новыми ЭКНС, производители просто не успеют одномоментно произвести такое количество технического оборудования. Поэтому переход должен проходить определённый период времени с заблаговременным уведомлением судовладельцев о введении такого требования.
Именно решение об обязательном оснащении всех судов ЭКНС и переход на инструментальную навигацию позволит в значительной степени повысить уровень безопасности судоходства в России. Сейчас это особенно актуально, потому что развитию ВВП уделяется большое внимание и судопоток значительно увеличился.
Подобные решения коррелируются с необходимостью повышения провозной способности судов для увеличения объёмов перевозок по ВВП».
Алексей Мигалин, специально для vgudok.com
Фото: КАРТА YANDEX — РЕКИ РОССИИ