Как протесты в Казахстане могут повлиять на отрасль переработки лома?

2 января в городе Жанаозен(прежнее название Новый Узень) Мангистауской области Казахстана прошли массовые протесты автовладельцев. На митингах они потребовали снижения цен на сжиженный природный газ, который подорожал на 20 тенге с Нового года, до 120 тенге(около 20 рублей) за литр.

По сообщению РБК, обозреватель Олжас Байдильдинов в своей колонке на Inbusiness.kz отметил, что с 2019 года в Казахстане сжиженный газ стал биржевым товаром, а с 2022 года все торговля сжиженным газом в стране осуществляется через биржу. По его словам, в Казахстане сейчас самая низкая цена на сжиженный газ не только в регионе, но и в мире. «На 27 декабря, по данным Global Petrol Prices, в нефтедобывающем Азербайджане литр стоит 166 тенге, в России — 182, Кыргызстан — 203, Беларусь — 212, Грузия — 275, Украина — 303. Это в разы больше, чем у нас. Цены на сжиженный газ должны были вырасти уже давно. Это такой же товар, как и все остальное, но с высокой долларовой себестоимостью», — написал он.

Перевозки лома черных и цветных металлов в немалой степени осуществляются «газелистами», некоторая часть которых также присоединилась к протестующим, по сообщениям казахских телеграм-каналов на митинги вышли водители Газелей в Уральске. В Форт-Шевченко, райцентра Тупкараганского района Мангистауской области, таже присоединились к акции протеста, перекрыв дорогу между райцентром и Актау. По мнению казахский политологов, «Жанаозен — увеличительное стекло, отражающее проблемы почти всех регионов». Это регион с наиболее высокой средней зарплатой, и, что самое интересное для наших читателей, с динамично развивающимся рынком лома!

В 2021 году зафиксированы прямые поставки лома из порта Актау в Турцию водным транспортов через Волго-Донской канал, в прежние годы такого не было. Если посмотрим на статистику изменения количества предприятий по переработке лома, то увидим, что их количество за 4 года выросло в Мангистауской области в 2 раза!

Таблица 1. Юридические лица – ломопереработчики по регионам Казахстана

Административное деление 20222021Административное деление 20172017Изменения количества юрлиц
Акмолинская область56Акмолинская область542
Актюбинская область101Актюбинская область7031
Алматинская область46Алматинская область55-9
Атырауская область52Атырауская область4210
Восточно-Казахстанская область111Восточно-Казахстанская область1092
город Алматы173город Алматы10370
город НУР-СУЛТАН160город Астана6595
город Шымкент( административный центр бывшей до 2018 года Южно-Казахстанской (ныне Туркестанской) области.)167  167
Жамбылская область37Жамбылская область55-18
Западно-Казахстанская область44Западно-Казахстанская область3311
Карагандинская область314Карагандинская область25163
Костанайская область79Костанайская область745
Кызылординская область50Кызылординская область55-5
Мангистауская область122Мангыстауская область6656
Павлодарская область100Павлодарская область6139
Северо-Казахстанская область39Северо-Казахстанская область2712
Туркестанская область25  25
Туркестанская+Шымкент192Южно-Казахстанская область12864

Иными словами, везде, где растет экономическая активность, увеличивается ломосбор и количество занятых в этом виде бизнеса. Рост объема штрафов с водителей, в том числе с камер, рост цен на топливо и товары первой необходимости, равно как и падение выручки от продажи лома при снижении цен при прекращении экспорта лома в Россию – все эти факторы негативно влияют на ситуацию. Для примера в Шымкенте у митингующих сформировались более менее четкие требования и все они социального характера — цены на газ, топливо, коммунальные услуги, продукты питания, штрафы. То есть если посмотреть с позиции лиц, промышляющих сбором лома, начали расти их издержки на штрафы и топливо, а цены на собираемый лом – как то не особенно, в сравнении с прошлыми временами.

Попробуем проанализировать Указ о чрезвычайном положении с позиции влияния на переработку лома:

1. В связи с серьезной и непосредственной угрозой безопасности граждан, в целях обеспечения общественной безопасности, восстановления законности и правопорядка, защиты прав и свобод граждан ввести в границах Мангистауской области чрезвычайное положение на период с 01 часов 30 минут 5 января 2022 года на срок до 00 часов 00 минут 19 января 2022 года.

2. Ввести в Мангистауской области на период действия чрезвычайного положения комендантский час с 23 часов 00 минут до 7 часов 00 минут.

3. Создать на период чрезвычайного положения комендатуру Мангистауской области и наделить ее полномочиями, предусмотренными Законом Республики Казахстан «О чрезвычайном положении».

Назначить комендантом Мангистауской области начальника Департамента полиции Мангистауской области Бактыбаева Жанарбека Тюлебековича.

4. Ввести на период действия чрезвычайного положения следующие меры и временные ограничения:

1) усилить охрану общественного порядка, охрану особо важных государственных и стратегических объектов, а также объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения и функционирование транспорта;

2) установить ограничения на свободу передвижения, в том числе транспортных средств, в Мангистауской области;

3) обеспечить проверку документов, удостоверяющих личность физических лиц, личный досмотр, досмотр находящихся при них вещей, транспортных средств;

4) ограничить въезд в Мангистаускую область, а также выезд из нее;

5) запретить организацию и проведение мирных собраний, зрелищных, спортивных и других массовых мероприятий;

6) запретить забастовки и иные способы приостановления или прекращения деятельности юридических лиц;

7) запретить продажу оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, специальных средств, ядовитых веществ, установить особый режим оборота лекарственных, наркотических средств, психотропных веществ, прекурсоров, а также этилового спирта, алкогольной продукции;

8) обеспечить временное изъятие у физических лиц оружия и боеприпасов, ядовитых веществ, а у юридических лиц временное изъятие, наряду с оружием, боеприпасами и ядовитыми веществами, также боевой и учебной военной техники, взрывчатых и радиоактивных веществ.

5. Определить ответственными за осуществление мер, применяемых в условиях режима чрезвычайного положения, комендатуру Мангистауской области, Министерство внутренних дел Республики Казахстан, Комитет национальной безопасности Республики Казахстан, Министерство обороны Республики Казахстан, Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан.

6. Генеральному прокурору Республики Казахстан обеспечить соблюдение законности при реализации мер и временных ограничений, установленных настоящим Указом.

7. Правительству Республики Казахстан выделить необходимые средства из резерва Правительства Республики Казахстан для обеспечения режима чрезвычайного положения.

8. Настоящий Указ вводится в действие со дня подписания.

Очевидно, что данная мера серьезно ограничит функционирование приемки лома у физических лиц: навряд ли многие ломосдатчики рискнут везти лом в условиях ЧС, особенно в свете мер по досмотру транспортных средств. Очевидно, что стоит ожидать как сокращение сбора лома, так и рост риска возникновения законодательных ограничений экспорта лома в Россию и в третьи страны(Узбекистан), мотивируя их безопасностью из-за социальных волнений.

Loading

0