Перспективы ломопереработки и металлургии Афганистана

Смена политического режима в Афганистане после ухода США и их союзников из страны существенным образом повлияло на будущее страны.

Читателей ИНФОЛОМ в первую очередь заинтересует переработка лома и производство стали и цветных металлов в Афганистане. В настоящее время в стране  идет добыча угля, есть месторождения медной и железной руды весьма серьезного объема. Железных дорог для вывоза сырья в стране нет. Автомобильные дороги проложены в первую очередь до стран бывшего СССР, в Иран, есть дороги в Пакистан и Индию. Также страна граничит с Китаем, но транспортное сообщение с ним пока оставляет желать лучшего.

Первым металлургическим заводом в Афганистне стал MAISAM STEEL MILL 

Он построен в 2009 году и по утверждению его владельцев является первым предприятием черной металлургии в стране. Также можно отметить MAIHAN STEEL из Кабула, который находится рядом с первым заводом.

Владельцы заводов сталкиваются с теми же проблемами, что и российские коллеги — контрабанда лома в Пакистан(порядка 500 тонн в сутки по оценке главы Ассоциации горнодобывающей промышленности Афганистана Парвиза Хваджазаде) и перебои в поставках электроэнергии являются главной проблемой черной металлургии страны. В 2019 году Афганистан импортировал порядка 1,2 млн. тонн металлопродукции в год, порядка 5% от этого объема выплавлялось внутри страны. Оценка ломосбора Афганистана — порядка 50 тыс. тонн в год на внутреннее потребление и 300 тыс. тонн контрабанды в соседние страны, итого годовое ломообразование можно оценить в 350 тыс. тонн. в год.

Отсутствие инфраструктуры (автотрасс, железных дорог, систем водо- и энергоснабжения), так же как и сложный рельеф местности, представляют собой серьезную проблему для инвесторов. В то же время источники лития, золота, угля, нефти и газа не могут не разрабатываться – деньги от горнодобычи нужны всем властям и населению.

В отличие от доступных для обученных при СССР афганцев образцов советского вооружения образцы американского оружия – от вертолетов до автомобилей обслуживались специально обученными подрядчиками, которые уже покинули страну. Огромные массы металла – боевые машины, танки, вертолеты в скором времени станут в лучшем случае объектами для фотосъемок.

Афганистан граничит со странами, предлагающими самую высокую цену на лом в мире – с Индией и Пакистаном. Мы предполагаем, что торговцы из этих стран станут первыми, кто обратит внимание на ломовой потенциал Афганистана.

В силу отсутствия дорог и специфики местного населения довезти качественный лом до границы порой будет невозможно. Есть предположение, что организация производства шихтовых слитков из лома металлов и отправка их автотранспортом в Пакистан может стать одной из первых «металлургических» бизнес-идей нового правительства.

Переплав лома алюминия идет уже сейчас. Торговец деловым металлов Салам платит 1000 афгани (12 долларов) в месяц за аренду скромного огороженного участка на Баграм-роуд, где он хранит деловой металл и сортирует его для перепродажи. Вдоль дороги к базе Баграм выстроились десятки подобных предприятий-некоторые ветхие, но другие с внушительными складами с вооруженной охраной.

У крупных игроков были контракты на демонтаж списанного оборудования, которое они выбирают с целью ремонта и перепродажи. Захватившие город новые власти навряд ли посчитают данные контракты реальной правовой основой для бизнеса по разделке лома на базе Баграм.

Все, что они не используют, остается для мелких дилеров, таких как Салам. Кабели очищаются от меди, печатные платы разбиваются на редкоземельные металлы, а алюминий собирается для переплава в слитки. Ничто не пропадает даром, говорит Хаджи Нур Рахман, другой торговец металлоломом. «Все, что можно использовать повторно, люди покупают»,- сказал он в интервью AFP.

Один из покупателей делового металла, Абдул Басир, приехал из Кабула с другом и купил шесть искореженных металлических дверей примерно за 8000 афгани (96 долларов). Вполне неплохая цена в разоренной войной стране! Она очень показательна – доставка любого металла в Афганистан будет стоить очень дорого, и ломопереработка Афганистана в первую очередь будет извлечением делового металла из металлолома.

На свалке Баграма также захоронено большое количество электронных отходов. Люди ищут печатные платы, содержащие детали и винты, которые можно использовать повторно. Некоторые даже содержат ценные материалы, такие как медь и даже крошечное количество золота. Для американцев все это мусор. Но для афганцев, которые зарабатывают всего 500 евро (695 долларов) в год, это своего рода сокровище.

Иными словами, отправка в Афганистан отходов электронного лома в неразобранном виде в перспективе может стать самостоятельным видом бизнеса. При переработке электронного лома именно демонтаж б/у изделий является одной из наиболее трудозатратных компонент и низкая стоимость рабочей силы в комплекте с отсутствием регулирования процесса переработки может стать одной из бизнес-ниш при минимальных капиталовложениях. До падения Кабула местные переработчики лома платили 40000 долларов за 70 тонн оборудования (примерно 580 долларов за тонну), большая часть восстанавливается и продается. Залежей лома хватит на пару лет, не более, а далее выходом может стать импорт электронного лома.

Сложнее с ломом черного металла – при его огромном дефиците Афганистан может стать местом, где переплав лома на арматуру на китайских мини-заводах будет и при новых властях  крайне перспективным видом бизнеса. Вывезти лом при отсутствии дорог и криминальной обстановке порой совсем невозможно, а вот спрос на металлопродукцию будет огромен!

Инвестиции в мини-завод по подготовке прямовосстановленного железа также могут быть очень перспективными в этой стране: при вложениях порядка 12 – 20 млн. долл. США изготовление 30 тыс. тонн арматуры в год принесет навряд ли менее 20 млн. долл. США выручки в год. Сумма вложений посильна для новых властей, остается вопрос с кадрами – кто поедет в Афганистан плавить сталь в текущей обстановке?

Loading

0