Просмотров: 548

«Куй железо, пока Горбачев»: металлолом в Эпоху Перестройки.

В скорбную для членов семьи последнего советского лидера дату есть повод вспомнить про лом в позднем СССР.  Не секрет, что многие ломовики старого поколения – это директора Вторчерметов и Вторцветметов, обнаружившие, что теперь они могут поставлять востребованный зарубежными рынками лом на экспорт и стать владельцами вожделенной валюты!

Экспортером лома черных металлов СССР стал еще при Ленине – металлическое наследие царского режима можно было продать за марки, фунты и доллары!  Комцветмет СССР в обязательном порядке выпускал мониторинг цен на лома на внешних рынках для понимания физических объемов достижения плана валютной выручки. Современным аналогом данного аналитического продукта является ИНФОЛОМ-БАЗОВЫЙ.

С началом индустриализации лом черных и цветных металлов понемногу переставал экспортироваться из СССР, становясь востребованным на внутреннем рынке. Начало 60х годов – это реформа советской системы совнархозов, когда всеми предприятиями (кроме ВПК) стали управлять не из Москвы, а на местном уровне. В частности, в металлургии это привело к пониманию увеличения сбора и потребления лома, вместо того, что бы гонять за тысячи километров поезда с рудой.

В газете «Правда» от 19 сентября 1962 года вышла статья начальника планового отдела ММК Андронова, где он рассматривает увеличение потребления лома именно как ПРОБЛЕМУ для завода.

В 80-е годы XX века советские металлурги обратили внимание и на мини-заводы, построив их в Рыбнице, Старом Осколе, Жлобине, с использованием лома как основного сырья (кроме ОЭМК). Советская металлургия оказалась одновременно и на пике своего развития, и на распутье.

«Все от нас отстали /В производстве стали, /Всех мы обогнали/В чугунолитье!», но в общем развитии, тут мы извините – не на высоте…

Одним из последних документов догорбачевской эпохи в отношении металлолома было Постановление ЦК КПСС от 16 января 1985 г. N 57 «ОБ УЛУЧШЕНИИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЦВЕТНЫХ МЕТАЛЛОВ В НАРОДНОМ ХОЗЯЙСТВЕ, ДАЛЬНЕЙШЕМ РАЗВИТИИ И ПОВЫШЕНИИ ТЕХНИЧЕСКОГО УРОВНЯ ВТОРИЧНОЙ ЦВЕТНОЙ МЕТАЛЛУРГИИ», в котором в частности говорилось следующее:

«Неудовлетворительно используются ресурсы лома и отходов цветных металлов. Развитие мощностей по переработке лома и отходов цветных металлов отстает от роста их ресурсов, технический уровень предприятий вторичной цветной металлургии не обеспечивает производства качественных сплавов в необходимых количествах.

Советы Министров союзных республик и Центросоюз не приняли необходимых мер к улучшению сбора у населения бытового лома цветных металлов, и особенно лома консервной тары из белой жести и алюминия.

Партийные и советские органы отдельных республик, краев и областей недостаточно уделяют внимания работе предприятий вторичной цветной металлургии, вопросам более полного вовлечения в народнохозяйственный оборот имеющихся ресурсов лома и отходов цветных металлов, контролю за выполнением предприятиями, учреждениями и организациями установленных планов заготовки (сдачи) лома и отходов цветных металлов.

….

Министерству цветной металлургии СССР довести к 1990 году заготовку лома и отходов цветных металлов до 2100 — 2150 тыс. тонн и обеспечить ввод в действие в двенадцатой пятилетке на предприятиях вторичной цветной металлургии мощностей по первичной обработке лома и отходов в объеме 382 тыс. тонн, по производству алюминия вторичного — 300 тыс. тонн и сплавов на медной основе — 170 тыс. тонн в год.

8. Министерству торговли СССР начиная с 1985 года выделять заготовительным организациям системы Госснаба СССР и потребительской кооперации необходимые фонды на товары повышенного спроса для стимулирования сдачи населением бытового лома цветных металлов через специализированные пункты приема вторичного сырья.

9. Министерству мясной и молочной промышленности СССР, Министерству рыбного хозяйства СССР, Министерству плодоовощного хозяйства СССР, Министерству пищевой промышленности СССР и Министерству черной металлургии СССР по согласованию с Госпланом СССР разработать в 1985 году мероприятия по обеспечению полной переработки отходов белой жести, образующихся при ее производстве и изготовлении из нее консервной тары, и значительному повышению уровня извлечения олова из этих отходов, а Министерству цветной металлургии СССР оказать указанным министерствам необходимую техническую помощь.»

Зачем мы все это публикуем? Сейчас то, какая разница, что именно постановляло ЦК КПСС?

Смысл в изучении истории советской вторичной металлургии очень даже есть, и имеет вполне себе материальную оценку. Обратимся к п. 12 Постановления.

«12. Советам Министров союзных республик:

обеспечить в 1986 — 1990 годах по заказам Министерства цветной металлургии СССР строительство и реконструкцию силами строительных и ремонтно — строительных организаций, подведомственных Советам Министров автономных республик, крайисполкомам и облисполкомам, площадок по заготовке (сдаче) лома и отходов цветных металлов предприятий Союзвторцветмета Министерства цветной металлургии СССР, затраты на строительно — монтажные работы по которым не превышают 300 тыс. рублей (на каждый объект), согласно приложению N 9;

выделять в установленном порядке земельные участки под строительство предприятий Союзвторцветмета Министерства цветной металлургии СССР, обеспеченные инженерными коммуникациями и транспортными путями.»

Автору этих строк удалось побывать на подобном объекте и лично оценить работу по Постановлению – есть и подъездные пути, и оформленный земельный участок, и инженерные коммуникации. А главное, что те, кто это все приватизировали, получили потом при продаже на постсоветском этапе развития рынка лома от 0,2 до 0,5 млрд. руб. в ценах 2021 г. Так что данное Постановление сыграло важную роль для развития уже постгорбачевского рынка лома, обеспечив новых хозяев оборудованными по последнему слову тогдашней техники приватизируемыми активами с востребованным мировым рынком бизнес-процессом.

11 марта 1985 г. М.С. Горбачев стал Генеральным Секретарем ЦК КПСС и уже 15—17 мая 1985 года состоялась поездка генерального секретаря ЦК КПСС Горбачёва в Ленинград, где на встрече с активом Ленинградского горкома партии он впервые упомянул о необходимости перестройки общественно-политической жизни: «Видимо, товарищи, всем нам надо перестраиваться. Всем.». Слово было подхвачено СМИ и стало лозунгом начавшейся в СССР новой эпохи.

Изначально многие советские руководители отнесли этот термин именно к перестройке промышленности. 23 апреля на состоявшемся пленуме ЦК КПСС заявлено о необходимости реформирования системы под лозунгом «ускорения социально-экономического развития страны», то есть ускорения продвижения по социалистическому пути на основе эффективного использования достижений научно-технического прогресса, активизации человеческого фактора и изменения порядка планирования. Главной задачей стала интенсификация экономики и ускорение научно-технического прогресса.

Достижения научно – технического прогресса к тому времени давно и прочно импортировались с Запада, иными словами в ответ на призывы с высоких трибун внешнеторговые организации ринулись закупать оборудование за границей. Когда ломовики в сегодняшние годы демонтируют старые заводы, то многие даже не понимают, что им достались «плоды перестройки» — закупленные в 1985 – 1987 гг. за валюту новые заводы.  

Почему не стали заказывать их отечественным заводам? Закупка оборудования за границей – это командировки на завод производитель, сувениры и подарки, валютные командировочные и походы в зарубежные магазины за недоступными для советских людей товарами. Заказ оборудования на советском заводе – это многодневные командировки в заводские гостиницы в отрыве от семьи, мат на совещаниях, «многоходовочки» и изощренные методы управленческой борьбы для решения порой пустяковых вопросов. Смерть на производстве от сердечного приступа не зря была частью многих сюжетов советской литературы и кино.  Так что уже в 1987 году отечественная вторичная металлургия поставила рекорд ломосбора – 32 млн. тонн, во многом за счет вывода старых мощностей и утилизации старого оборудования.

Падение цен на нефть во второй половине 80х годов XX века сопровождалось ростом потребностей СССР в валюте. Требовались деньги на заказанные за рубежом заводы, на закупку потребительских товаров и прочие растущие потребности большой страны. И тогда СССР расширил практику продажи лома за рубеж!

Таблица 1. Экспорт из СССР в США, млн. долл. США

 19841985198619871988
Экспорт металлолома в США67,32126,730,8
Экспорт машиностроительной продукции в США1,31,94,48,212,3

Данные U.S. Department of Commerce

Надо отдать должное советским машиностроителям – темпы роста отгрузки их продукции на американский рынок превышали темпы роста отгрузок металлолома туда же. Но в денежных величинах советского лома в США грузилось больше, чем советских станков.

Согласно исследованию Министерства торговли США, в конце 80х годов СССР экспортировал черный лом в:

— Японию на 48 млн. долл. США в год.

— Западную Германию на 10 млн. долл. США в год

— Францию на 70 тыс. долл. США

— Индию на 68 тыс. долл. США

— Восточную Европу в целом на 114 тыс. долл. США

Общий экспорт черного лома СССР оценивался американскими экспертами в 300 млн. долл. США в конце 80х годов или 0,75% всей валютной выручки СССР.

С 1987 года стали актуальными вопросы создания и деятельности совместных предприятий на территории СССР. Законодательно они были определены в указе Президиума Верховного Совета СССР от 13 января 1987 года «О вопросах, связанных с созданием на территории СССР и деятельностью совместных предприятий, международных объединений и организаций с участием советских и иностранных организаций, фирм и органов управления», а также в постановлениях Совета Министров СССР от 13 января 1987 года № 48 «О порядке создания на территории СССР и деятельности совместных предприятий, международных объединений и организаций СССР и других стран-членов СЭВ» и № 49 «О порядке создания на территории СССР и деятельности совместных предприятий с участием советских организаций и фирм капиталистических и развивающихся стран». Появились такие предприятия и в сфере переработки металлолома. В частности исследование Министерства торговли США отметило следующие из них:

  • ИНТЕСКРАП: American General Resources with Primorskoye PO of the Fishing Industry, PO Estrenrybflot and PO Murmanskaya Sudoverf—a joint venture (Interscrap) in Moscow to salvage ship scrap metal. Founding capital was 63,000 rubles (approximately 100,800); the U.S. firm owns 49 percent of the venture and the. Soviet partners a total of 51 percent. Registered December 28, 1988 (No. 183).
  • ФИКО: Kaufmann Equities, Ltd. with the Fiton Cooperative of the Soviet Peace Committee—a joint venture (FIKO) in Saratov for polymer reprocessing, including skins and hides; scrap metals; manufacture and sale of plumbing equipment; and renovation and management of industrial buildings, housing, and offices. Founding capital was 865,000 rubles (approximately $1.38 million); the U.S. partner owns 17 percent of the venture and the Soviet partner, 83 percent. Registered June 20, 1989 (No. 629).

К 1989 году СССР столкнулся с серьезной проблемой валютной ликвидности: дешевеющие ресурсы не позволяли нарастить валютную выручку, а кредитовать советские предприятия иностранцы не спешили. Выходом стал бартер – советские товары меняли на западные и одной из знаменитых сделок стал «флот ПЕПСИ», а именно поставки советских военных кораблей на лом по бартеру на концентрат для производства ПЕПСИ-КОЛЫ. Бартерное  соглашение включало 17 подводных лодок, крейсер, фрегат и эсминец. Компания ПЕПСИ на мгновение стала обладателем 6-й по мощи военного флота в мире, прежде чем они продали бывшие советские корабли шведской фирме для переработки металлолома за три миллиарда долларов!!

В эпоху Горбачева работающие ларьки с Пепси-Колой в Москве были важнее, чем ржавеющий флот.

Дальнейшая история металлоломной отрасли уже относится к периоду первоначального накопления капитала в постсоветской России и как нельзя лучше ее завершат слова популярной в то время песни :

«Ну не жмись, они того не стоят!

Ты ж их потом-кровью не полил.

Просто ты от поезда застоя

Парочку вагонов откусил!»

0

Добавить комментарий