Как выживает оборонка – письмо руководителя предприятия

Опубликовано в блог-платформе Telegraph.

Побудило меня написать этот небольшой обзор мнение коллеги, опубликованное в канале Алексея Рогозина, относительно проблем работы малых и средних предприятий (МСП) в сфере ГОЗ. Работаю уже на протяжении многих лет на государственных оборонных предприятиях. В настоящее время работаю на предприятии, где помимо ГОЗа, реализуется значительный объем гражданской продукции, но в интересах государственных заказчиков.

Плотно взаимодействую (контрактация, авансирование работ, выплата окончательных расчетов, банковские гарантии и тд.) с МСП как при реализации ГОЗ, так и при изготовлении продукции гражданского назначения.

Хочу обратить внимание, что в целом крупные предприятия, занятые в исполнении ГОЗ, испытывают значительные финансовые сложности. Большая часть заводов-изготовителей убыточны. Основные причины, как высказался один из высоких руководителей нашей страны, по которой «оборонка живет в впроголодь» — это штучный заказ (низкая загрузка), лимитное ценообразование, не учитывающее реальной себестоимости продукции, высокий моральный и физический износ оборудования (недофинансирование ключевых отраслей оборонно-промышленного комплекса) и, как следствие, превалирование неэффективного ручного труда с высоким удельным весом накладных расходов.

Значительная часть оборонных предприятий сегодня испытывает острую нехватку оборотных средств. Это происходит из-за систематической необходимости привлечения кредитных ресурсов для латания дыр. Формирующиеся пирамиды в бюджетах оборонных предприятий (хочу заметить, что это сложившая практика) приводят к катастрофическим последствиям для всего ОПК:

— отток квалифицированных кадров (потеря целых конструкторских школ, квалифицированных технологов и основных рабочих);

— постоянные смены руководящего состава (временные потери в принятии решений);

— низкие зарплаты и, как следствие, падение мотивации (рост противоправных действий всех категорий сотрудников – воровство);

— ориентация на меры государственной поддержки в решении финансовых проблем.

Последние латание дыр в оборонке прошло в 2020-2021 гг., когда Президент РФ выделил своим указом более 750 млрд. руб. (различные инструменты поддержки) для погашения долгов крупных компаний перед банками.

Бытует мнение, что наш ОПК неэффективен, много экономических преступлений и продукция, производимая для Минобороны России очень дорогая. Не согласен с этим. Хотя и в ОПК есть проблемы с коррупцией и эффективностью. Однако, если взглянуть на простые цифры — военный бюджет Российской Федерации по данным уважаемого издания составил в 2021 году – 65,9 млрд. долл. Колоссальная цифра, но Россия находится всего лишь на 5 месте по данному показателю, уступая США (801 млрд. долл.), Китаю (293 млрд. долл.), Индии (76,6 млрд. долл.), Великобритании (68,4 млрд. долл.). [1]

Хочу обратить внимание, что российский ОПК производит полный перечень вооружений от стрелкового оружия, танков, гаубиц, истребителей, беспилотников, систем ПВО, гиперзвуковые ракеты до атомных подводных лодок с баллистическими ракетами на борту и многое другое современное оружие, которое во многих случаях не имеет аналогов.

Поступающее вооружение и военная техника в российскую армию в полном объеме гарантирует России статус ядерной сверхдержавы за относительно разумное бюджетное финансирование.

Конечно, сравнивать военные расходы западных стран, которые имеют возможность включить печатный станок (хотя и у них с этим уже начали проблемы в виде инфляции), и России — не совсем корректно. Аналогичная ситуация при сравнении ценовых параметров военной продукции (российская в разы дешевле).

Однако не все и так хорошо. Сегодня уже с уверенностью можно говорить, что в эру цифровых технологий и автоматизации производств российский ОПК требует перестройки. Огромные площади, значительный ручной труд, административные барьеры (закупки по 275-ФЗ, 44-ФЗ и 223-ФЗ), которые приводят к срывам сроков изготовления продукции, объемная корпоративная отчетность и многие другие проблемные вопросы (характерные для оборонных предприятий), открывают окно возможностей для частников (субъектов МСП).

Наша практика работы с субъектами МСП как по ГОЗу, так и по гражданке раскрыла следующие моменты:

1. Субъектам МСП крайне сложно использовать банковские продукты (кредитование и банковские гарантии для получения авансовых платежей), в отличии от крупных оборонных заводов;

2. Скептическое отношение, что субъекты МСП могут обеспечивать исключительно поставку простых товаров (туалетная бумага, канцелярские принадлежности, питьевая вода), меняется. Основная причина в том, что такие частные предприятия возглавляют квалифицированные специалисты, которые в значительных случаях сами являются выходцами из ОПК;

3. Субъекты МСП «разношерстные». От откровенных «гаражей» до полноценных коллективов, которые имеют собственный штат конструкторов, технологов и производственных рабочих.

4. Субъекты МСП имеют значительно более низкий удельный вес накладных расходов (по практике в среднем 120-150%), что позволяет им побеждать в ценовой конкуренции.

Как руководитель, отвечающий за конечный результат, могу сказать за себя, что очень часто принимаю решения по авансированию субъектов МСП без банковских гарантий. Помимо прочего много примеров когда для сдачи многомиллиардных контрактов в договорные сроки, необходимо выплатить ряду малых компаний дополнительный аванс (до 100%). Все эти решения принимаются исходя из множества факторов и ответственность за их принятие или непринятие лежит на руководстве.

Подводя итоги необходимо отметить следующее:

1. Задержки в оплатах и проблемы авансирования субъектов МСП (и не только их) для предприятий ОПК носят системный характер. И не всегда проблема в процедурах закупки, а в отсутствии свободных денежных средств. Многие предприятия ОПК осуществляют свою деятельность с огромными дырами в оборотке и вынуждены ждать авансов по новым контрактам, чтобы завершить исполнение старых.

2. Безусловно, как бы мне не хотелось об этом говорить, но без оптимизации производственных мощностей и численности, необходимость осуществить переход к современных цифровым инструментам проектирования и автоматизации производства, российская оборонка обречена на постоянный дефицит денежных ресурсов.

3. Компактные команды (субъекты МСП) благодаря своим очевидным преимуществам в виде отсутствия закупочных процедур и иных корпоративных барьеров, а также существенно более низким уровнем накладных расходов все чаще будет привлекаться к исполнению ГОЗа.

Loading

0