Корабли свободы и любовь с первого фото

Традиционно к сезону праздников 14 февраля – 8 марта мы предлагаем вниманию наших читателей статью по вопросам управления и реальной мотивации руководителей и владельцев компаний, государственных деятелей и военачальников. Раз сегодня мы отмечаем международный женский день, то и исторический пример возьмем международный.

Вторая мировая война на море началась крайне неудачно для Великобритании – ее флот был атакован немецкими подводными лодками прямо в базе, потоплен линкор Роял Оук, погибло 833 моряка, включая контр-адмирала Генри Блэгроува. Во время сражения в Датском проливе с линейным кораблем Бисмарк потоплен линейный крейсер Худ. После разгрома английских сил в Норвегии и Франции эвакуировать английскую армию из под Дюнкерка было не на чем и власти призвали на помощь рядовых англичан – владельцев яхт, рыболовных и малотоннажных грузовых судов, сотни катеров и лодок пересекали Ла-Манш (в данном случае уместно было бы сказать English Channel), для эвакуации английских и французских солдат. Было привлечено примерно 850 небольших гражданских судов, задействованных с 26 мая по 4 июня 1940 года для эвакуации английских и французских войск из Дюнкерка во время Второй мировой войны. С их помощью были спасены 338 тысяч солдат.

Разработанная командующим нацистскими подводными силами Карлом Деницем тактика волчьих стай первоначально приносила немалые успехи – только в одном из районов Атлантического океана было потоплено множество судов с водоизмещением примерно полтора миллиона тонн. Немецкие надводные рейдеры били по судоходству Великобритании в Индийском океане и на юге Атлантики. Вступление в войну США мало чем помогло в первые месяцы – в ходе операции Паукеншлаг немецкие подводные лодки у побережья США, в Карибском море и Мексиканском заливе потопили десятки судов, не потеряв ни одной подлодки. За 7 месяцев подводным лодкам удалось потопить 609 судов общим тоннажем 3,1 млн брт. Это составило четвертую часть всех судов, потопленных за время Второй мировой войны. Американская береговая охрана была малочисленна, и президенту Рузвельту также пришлось обратиться к американцам – владельцам яхт для организации патрулирования береговой линии США. Корабли «Хулиганского флота» были парусными и моторными яхтами, рыбачьими шхунами и катерами. Яхты вооружались «по крайней мере четырьмя 300-фунтовыми глубинными бомбами, одним пулеметом и рацией». Команды проходили краткую специальную подготовку. Среди прочих в составе «хулиганского флота» выходил в море и Эрнест Хемингуэй на своей знаменитой яхте «Пилар».

Дефицит судов снабжения грозил Великобритании голодом и снижением производства вооружений, снабжение союзников и сил на Тихом океане представляло собой еще более серьезную проблему – несмотря на развитое кораблестроение «в моменте» торговые суда были в дефиците. Надо было что то делать!

Американский промышленник Генри Кайзер выступил с оригинальным предложением – строить торговые суда быстрее, чем немцы и японцы будут их топить. Проект судна был сделан еще до войны и опирался на :

— развитую металлургию США, позволявшую изготовить листовую сталь в нужном количестве(внезапно кратчайшим путем доставки листа стала именно верфь Генри Кайзера);
— использование менее экономичных, но более технологичных паровых машин вместо турбин и дизелей;
— малую скорость хода, но высокую грузоподъемность.

Ничего особенно нового в самом судне не было – подобные сухогрузы были и 50 лет назад. Новизна была в скорости сборки судов и их дешевизне – один из кораблей был построен менее чем за 5 дней(!), а стоить в серии он стал примерно 700 тыс. долл., это меньше чем 10 истребителей. В современных реалиях это условно как грузовое судно по цене 10 БПЛА «Орлан», собираемое малоквалифицированными гастарбайтерами менее чем за месяц. Генри Кайзер был как раз сторонником привлечения рабочих независимо от их цвета кожи и роста их квалификации до высокого уровня, что в обществе того времени «было не в тренде».

Что же сподвигло Генри Кайзера на столь инновационное решение? Он ведь даже не был судостроителем – получивший заказ на строительство судов Либерти конгломерат Six Companies, Inc. был совместным предприятием строительных компаний, которые объединились в группу компаний под одним юридическим лицом для строительства плотины Гувера на реке Колорадо в Неваде и Аризоне и к судостроению первоначально вообще не имели отношения.

Правильной в день 8 марта будет иная постановка вопроса – не «что», а «кто?».

Элизабет Ханна Фосбург, дочь лесопромышленника и совладельца Fosburgh Lumber Company Эдгара Фосбурга рано осталась без матери, через две недели после рождения Бесси, 9 апреля 1886 года, умерла ее мать. Она оставалась с бабушкой, пока бабушка не умерла, когда Бесси было шесть лет. Ее отец женился во второй раз, но его новая жена не хотела, чтобы Бесси переезжала к ним. Ее неженатый дядя Говард тогда заботился о Бесси. Она обожала своего дядю Говарда, и за ней присматривала гувернантка, пока ее не отправили жить к другому дяде и его жене. Когда Говард женился, Бесси была счастлива вернуться в его дом. К сожалению, его жена была недовольна. Ее отец вскоре понял, что жена Говарда тратит все деньги Элизабет на себя и решил отправить ее в школу-интернат в Новой Англии. Она поступила в школу Hovards, а два года спустя поступила в Дана Холл для продолжения музыкального образования.

После окончания школы Бесси изучала музыку в Бостоне. Во время каникул в Лейк-Плэсиде, штат Нью-Йорк, Генри Кайзер сфотографировал Бесси, и влюбился в нее с первого фото.

Вот оно, это самое фото.

Генри Кайзер родился 9 мая 1882 года в штате Нью-Йорк в семье немецких эмигрантов. Его отец был сапожником. Первой работой Кайзера была работа кассиром в универмаге в возрасте 16 лет. В возрасте двенадцати лет он приобрел свой первый фотоаппарат Kodak и после работы кассиром последовательно нашел работу в двух компаниях в сфере фотографии, путешествуя по штату Нью-Йорк и продавая фотоматериалы.

Судя по рекомендательному письму, он был неплохим продажником.

Кайзер был убежден, что фотография станет делом его жизни. Хорошо осведомленный о растущей фотоиндустрии в северной части штата Нью-Йорк, в 1901 году он узнал, что продается часть доли в фотостудии в красивом маленьком нью-йоркском курортном городке Лейк-Плэсид. По некоторым сведениям, Генри предложил поработать год бесплатно, только за комнату и питание. Но если бы он утроил бизнес студии за год, то получил бы половину прибыли. Владелец У.В. Браунелл принял предложение Кайзера. Генри Кайзер, как и всю свою жизнь, работал больше часов, чем кто-либо другой. Он продавал, обслуживал клиентов, ретушировал фото. В конце года он заработал свою половину процентов. Еще через год он выкупил Brownell. Надпись на его студии гласила: “Генри Джей Кайзер: Человек с улыбкой”.

В 1905 году девятнадцатилетняя Бесс Фосбург, отдыхавшая в Лейк-Плэсиде, забрела в фотостудию двадцатитрехлетнего Кайзера, сделала фото, и он решил не терять время даром, отправившись к ее отцу с предложением жениться на ней. Эдгар Фосбург, отец Элизабет, весьма прохладно отнесся к перспективе иметь зятем фотографа. Он сказал ему, что без 1000 долларов наличными, 125 долл. в месяц и постройки дома для своей дочери он никакой свадьбы не разрешит.

Генри Кайзер немедленно продал фотостудии, у него их было уже три, и отправился работать по найму в качестве менеджера по продажам. Кайзер доказал свои навыки продавца Джеймсу Макгоуэну после того, как пожар в магазине повредил большую часть товара. Кайзер нанял рабочих для чистки и полировки всего, что можно было спасти и перепродать, в результате чего компания McGowan Brothers Hardware повысила его с должности клерка до менеджера магазина. После нескольких повышений и еще одного повышения до должности менеджера по оптовым продажам во всем Спокане Кайзер выполнил два требования своего будущего тестя для получения разрешения жениться на Бесс: он накопил и зарабатывал необходимые суммы, в то же время строился дом для будущей невесты. Весной 1907 года, через 10 месяцев после прибытия в Спокан, Кайзер сел в поезд, идущий на восток, полный решимости справиться с условиями Эдгара Фосбурга. Кайзер и Бесс Фосбург поженились в Бостоне 8 апреля 1907 года и вернулись в Спокан, где карьера Кайзера начала набирать обороты.

Субботними вечерами Бесс и другие жены спускались вниз, чтобы помочь закрыть магазин, а затем общались до раннего утра в воскресенье. И Генри, и Элизабет были известны своей приветливостью. Генри также обращался к Элизабет за деловыми советами, особенно по вопросам работы людьми, на протяжении всех лет их брака. В 1908 году у них родился сын Эдгар, а в 1917 году — Генри-младший. За прошедшие годы при рождении умерла маленькая дочь.

Для большинства мужчин такая жизнь была бы комфортной. Но Генри видел возможности повсюду вокруг себя и на протяжении всей своей жизни был известен тем, что действовал быстро. Среди его клиентов были ведущие строительные компании региона, и в 1911 году он присоединился к подрядчику по мощению тротуаров и дорог, компании J. F. Hill Company. Вскоре он руководил строительными проектами по всему Тихоокеанскому Северо-западу. Он научился точно, но агрессивно назначать цены для контрактов. К 1913 году он зарабатывал более 650 долларов в месяц. В ходе внутренней борьбы за власть в the Hill Company новые победители потребовали, чтобы Кайзер подделал некоторые отчеты или был уволен. Эта идея привела его в ярость. Ему перестали приходить чеки с зарплатой, но он все равно оставался на работе в течение четырех месяцев, чтобы убедиться, что его проекты завершены, а клиенты довольны. Его честность была безупречной. Таким образом, в 1914 году Генри оказался без работы, но с семьей, которую нужно было содержать, и с ипотекой, которую нужно было выплачивать. Тем не менее, его оптимизм никогда не ослабевал.

Затем Генри Кайзер подал заявку на проект мощения улиц в Ванкувере, Британская Колумбия, победив опытных конкурентов. Но у него не было денег, чтобы купить или арендовать необходимое оборудование. Он пошел к канадскому банкиру и подробно изложил свои планы, попросив ссуду в размере 25 000 долларов. Банкир наклонился над своим столом и сказал: “Вы хотите сказать, что сидите здесь и сообщаете мне, молодой человек, что вы хотите, чтобы я одолжил вам 25 000 долларов, а у вас даже нет компании, у вас даже нет никакого оборудования, у вас нет людей? Все, что у вас есть, — это контракт и идея, которая, по вашему мнению, может сработать, и это может принести прибыль, и вы хотите, чтобы я на такой основе одолжил вам эту сумму денег?” Затем банкир откинулся на спинку стула и написал записку на листке бумаги, попросив Кайзера показать ее главному кассиру банка. Генри подумал, что там, вероятно, сказано вышвырнуть его из здания, но вместо этого там было сказано выдать ему 25 000 долларов. Генри Кайзер был лучшим продавцом в своей области.

Работая по двадцать часов в день, Генри устраивался на работу и после нее. Его послужной список по снижению ставок, превышению бюджета и досрочному завершению работ стал широко известен. При заключении крупных контрактов он сотрудничал с другими подрядчиками, которых знал по многолетней работе по продаже расходных материалов. Несколько более крупных фирм предоставили капитал для проектов Кайзера. Многие из этих партнеров стали друзьями на всю жизнь и работали, помогая Генри выигрывать контракты.

Ему откровенно повезло – первая мировая война стала одной из причин экономического бума в США, а ускоренная автомобилизация способствовала невиданному ранее спросу на мощение дорог. Для понимания наших читателей приведем некоторый современный аналог: находящийся ныне в реестре физлиц-иноагентов Минюста РФ Евгений Чичваркин* разбогател на буме мобильной телефонии похожим образом, но Элизабет Фосс у него не было.

Дальнейшую биографию Генри Кайзера можно прочитать во многих источниках, мы не будем на ней останавливаться. Главный выбор в своей жизни он сделал после фото Элизабет.

Когда дама – участник одного из комитетов, выкупивших судно «Либерти» и подарившего его правительству, пришла для того, чтобы стать ее «крестной матерью», Генри Кайзер предложил своему ассистенту взять ящик шампанского и они пришли к совершенно пустому стапелю. «Здесь же ничего нет?» удивилась дама. «Мы сегодня будем строить этот корабль, вы как раз успеете научиться размахивать и попадать бутылкой. Можете начинать!»

Это отличный тост для празднования Международного женского дня!

Можете начинать!

*Физические лица, выполняющие функции иноагентов в России.

Loading

0