Тема лома и управления предприятием в фильмах Меньшова

В начале июля этого года вся страна, особенно представители старшего поколения, скорбели об уходе из жизни режиссера, сценариста и актера, лауреата премии «Оскар» Владимира Меньшова. Многие помнят его по фильмам «Москва слезам не верит», «Любовь и голуби», «Ночной дозор».

В то же время у Владимира Меньшова были роли в фильмах, посвященных экономике и управлению предприятием. Их и сейчас можно смотреть как наглядное пособие для руководителей, с поправкой конечно на современные экономические реалии.

Итак, в хронологическом порядке сначала расскажем о фильме «Человек на своем месте»(1972). Сюжет фильма таков: выходец из деревни Семен Бобров становится после института инженером, и после отработки по распределению в Ленинграде 3 года вернулся назад в деревню Большие Бобры на должность главного инженера колхоза. Получить эту должность в те годы ему удалось как за счет дефицита людей с высшим образованием на селе, так и за счет того, что немалая доля односельчан и низовых руководителей – мастеров и бригадиров были родственниками главного героя. После смерти председателя колхоза Бобров становится самовыдвиженцем, чью кандидатуру как ни странно поддержало местное партийное руководство. Для не знающих реалии тогдашних лет сообщим, что для инженера стать членом партии, было, мягко скажем непросто – должен быть определенный процент рабочих и колхозников, и работающему в городе инженеру стать партийным и получить дорогу к карьерному росту было очень сложно. Этот путь преодолевали либо в армии, уходя офицером-двухгодичником на службу после военной кафедры(офицеры становились членами партии сразу же), либо до поступления в институт отрабатывая на заводе и числясь рабочим, получали партийный билет и в институт приходили уже с рабочим стажем и членством в партии. Герой фильма пошел более оригинальным путем – вернувшись в колхоз, он формально стал колхозником и его статус перестал быть помехой для процентной нормы интеллигенции в партии. Молодой непьющий коммунист с высшим образованием и авторитетом на селе показался неплохим кандидатом в председатели колхоза.

Сцена знакомства героя фильма с будущей женой снималась в Зеленограде, недалеко от московского офиса Корпорации Исток. Герой Меньшова подъезжает на а/м «Волга» ГАЗ-24 (на 1972 год это как Mersedes S-Klasse сейчас) и провожает взглядом главную героиню, которая этот заинтересованный взгляд замечает.

Молодой руководитель сумел применить необычное  управленческое решение, чтоб мотивировать руководство строящегося комбината искривить нужную им дорогу, чтобы она прошла через центральную усадьбу колхоза. Прямое сообщение с городом позволило в будущем улучшить транспортное сообщение колхоза и получить инвестиции на развитие производства. Главная героиня тоже сочла, что перспективы жены руководителя сельскохозяйственного предприятия пусть даже и в селе, интереснее зарплаты инженера с небыстрым карьерным ростом в городе. Она выходит за него замуж и изрядно погулявшие на свадьбе колхозники голосуют за продление полномочий председателя. Кино не без «клюквы», но интересные моменты в нем есть.

Фильм «Собственное мнение»(1977)  рассказывает о работе социологов из Москвы на региональном заводе. Проблема была в текучести кадров: из-за ухода рабочих с завода возник риск невыполнения плана и директор завода решил провести исследование проблемы силами социологов из Москвы. В те годы для подачи предложений в вышестоящие инстанции и партийные органы нужно было иметь веские основания. Руководитель предприятия без всяких исследований понимал, что рабочие уходят на лучшие условия: на чуть большую зарплату, меньшую очередь на жилье, и т.п. Но если директор выскажет это своими словами в обкоме партии и в вышестоящем хозяйственном объединении, его обвинят в неумении руководить и накажут. Другое дело, если он предъявит научное обоснование именитого московского института, тут уже придраться к директору труднее и вышестоящим инстанциям и партийным органам придется реагировать по существу.

Герой Меньшова энергично взялся за дело и начал выявлять, как ему казалось, проблемы завода.

Московский социолог быстро нашел пару «злой следователь – добрый следователь», которые таки выводили завод из управленческих колдоебин и спасали от провала выполнения плана, но почему то решил, что замена злого следователя на доброго поможет заводу. Не забыл он и о себе, отбив невесту у одного из заводских коммунистов.

Красота местных жительниц имеет интересное социально-экономическое обоснование. В царское время Орел был центром перевалки зерна как водным транспортом по р. Ока, так и железнодорожным – по Риго-Орловской дороге. Концентрация состоятельных помещиков, зерноторговцев-экспортеров, и квартировавшего в городе гусарского полка дала изумительную смесь для генетического отбора потомства на протяжении трех столетий(!) по здоровью, креативности мышления и внешним данным – авиаконструктор Поликарпов, Тургенев, Фет, маршалы Каменский и Куликов, диверсант Старинов, родоначальник стахановского движения Алексей Стаханов, доктор Леонид Рошаль и жена изобретателя винтовки Мосина тому примеры. Так что герой Меньшова хоть и с побитой мордой лица, но не упустил свой шанс.

Директор завода, посмотрев на работу социолога в «режиме отбойного молотка», решил переманить его к себе. Сделав его начальником лаборатории, руководитель предприятия получит возможность «капать на мозги» вышестоящим инстанциям наукообразными выводами с тонким намеком повысить расценки и выделить фонды не на разовой, а на постоянной основе.

Основные сцены фильма «Собственное мнение»(1977)  снимались на заводе в городе Орле, который через несколько десятков лет стал местом нахождения центрального офиса Корпорации Исток.

А где же металлолом в меньшовских фильмах?

Наверное, последним из «до-перестроечных» фильмов с реалиями времен развала социализма было произведение Ленфильма «Вот моя деревня…» (1985). Сюжет фильма состоит в нахождении управленческого решения по спасению колхоза от развала. Границы колхоза примыкают к строящемуся угольному карьеру, на строительство уходят колхозники, раздельное проживание семей провоцирует разводы, и председатель стал искать решение.

Лозунги антиалкогольной кампании нашли свое отражение в сцене вечерней посиделки председателя колхоза (играет Алексей Булдаков) с трактористами, где пили квас! Вдумайтесь: сибирская деревня, адский климат, облако пыли от добычи угля и стройки комбината, переманивание кадров из колхоза и обсуждение всего этого с механизаторами в состоянии развода с женами и все это — за столом с разлитым по граненым стаканам квасом!!!

«С такими тостами только квас переводить!»

Впрочем, сцена по поиску тракториста – прелюбодея всем селом в подвале его предполагаемой любовницы вполне покрывает режиссерский прогиб с отсутствием водки! Металломщикам будет интересна сцена с водителем председателя колхоза, тащившем годные для дела металлические детали со стройки.

«Что лежит – я не трогаю, я беру – что валяется. Такой принцип!» — ответ шофера на претензии по воровству металла.

Найденное решение в терминах нашего времени понимается как дружественное поглощение сельскохозяйственного актива с конвертацией стоимости колхозной собственности в инвестиции в развитие инфраструктуры села и сельскохозяйственного производства. Выгода угольного карьера в предполагаемом снижении стоимости продовольствия и соответственно содержания рабочей силы.

Герой Меньшова – секретарь обкома в последней сцене поет сибирскую песню «На нас напало злое племя..», которая слышится всем собравшимся в приемной рабочим и служащим, пришедшим по своим вопросам.

Фильм заканчивается последним куплетом

«Взошел я на гору крутую

Село родное посмотреть

Горит, горит село родное,

Горит вся родина моя!»

и эта песня из уст руководства обкома(Меньшов), председателя колхоза (Булдаков), директора строительства рудника и председателя парткома(будущие долларовые миллиардеры или отстрелянные в 90е миллионеры) стала своеобразной эпитафией трагически погибшей Стране Советов.

Loading

0