Об утилизации атомных кораблей — из первых уст

Операция по утилизации АПЛ и надводных кораблей с атомным сердцем — это отдельная, сложная с инженерной точки зрения операция. В стране не так много предприятий, которые способны проводить данные работы. О том, как она происходит, и для чего кораблям необходима эта процедура, рассказывает начальник отдела технологий ремонта корпусных конструкций и покрытий Научно-исследовательского проектно-технологическое бюро «Онега» (НИПТБ «Онега») Сергей Добровенко.

Утилизация атомной подводной лодки и утилизация надводного корабля отличаются друг от друга, но суть, тем не менее, одна и та же. Для начала разрабатывается комплект проектно-организационной документации по утилизации корабля, в который входит определенный объем документов, необходимый и достаточный для приведения лодки в безопасное состояние и формирования реакторного отсека. Эти документы согласовываются с соответствующими надзорными органами и заинтересованными организациями.

apl1

Процесс утилизации начинается с вывода корабля из эксплуатации. Флот передает корабль промышленности. Корабль поступает на предприятие, которое будет проводить работы по утилизации. Становится к причальной стенке. В том случае, если на нем находится отработавшее ядерное топливо (ОЯТ), оно выгружается на береговых комплексах выгрузки ОЯТ. Реактор приводится в безопасное состояние.

После выгрузки ОЯТ начинается физическая разделка корабля. Частично конструкции демонтируются на плаву для того, чтобы разгрузить доковый вес заказа, а также ускорить процесс утилизации. После разгрузки корабль ставится на твердое основание: в плавдок, док-камеру или на стапель. После того, как корабль поставлен на доково-опорное устройство, начинается процесс демонтажа корпусных конструкций, систем и оборудования. ОЯТ выгружается, затем на спецэшелоне отправляется на предприятия-переработчики, такие как «Маяк». Радиоактивные отходы, образующиеся при этом, остаются на предприятии и подлежат переработке или временному хранению.

apl2

В процессе утилизации с корабля выгружается все оборудование, которое тоже разделывается на специализированных площадках, или его забирают себе на разделку специализированные предприятия. Металлолом разделяют по различным маркам и тоже сдают на предприятия-переработчики.

Читать далее на Корабел.ру…

Loading

0