Речники просят правительство РФ поддержать создание портов на Волге

Участники логистического рынка и перевозчики обсудили в рамках VII Транспортного форума на площадке Торгово-промышленной палаты Нижегородской области развитие грузового флота и портовой инфраструктуры Волжского бассейна, пишет «Коммерсантъ». С закрытием западных направлений и падением загрузки морских портов, а также переориентацией грузопотоков на Восток актуальными становятся внутренние речные перевозки, особенно в южных районах, где навигация традиционно завершается позже.

С возросшей загрузкой железных дорог (погрузка на ГЖД за десять месяцев выросла на 4,2%) и автоперевозчиков подросли цены на их услуги, а нижегородские экспортеры порой вынуждены ждать оформление грузов более двух месяцев. Сейчас наиболее востребованы контейнерные перевозки, но в Нижегородской области контейнеров и контейнерных стоков нет.

В такой ситуации выгодным может стать использование акватории Волги. Однако грузовое судоходство затрудняет обмеление реки в районе Горьковского водохранилища, где шлюзы ГЭС уже не обеспечивают нужную проходимость крупнотоннажных грузовых судов. Проект нижегородского гидроузла, призванный решить эту проблему, был свернут по экологическим мотивам, сейчас прорабатывается альтернативный вариант с реконструкцией шлюзов и углублением судового хода. Кроме наращивания портовой инфраструктуры с удлинением причалов необходима дорогостоящая крановая техника.

Развитие судоходства на Волге тормозит и нехватка флота для внутренних перевозок. В основном суда работают на импортные и экспортные поставки или возят пассажиров.

«Перевозки грузов внутри России ограничены, и реки должны работать как транспортный путь наравне с железными дорогами и автоперевозками на внутренние потребности страны. Но с ростом грузоперевозок наземный трафик уже не обеспечивает необходимую пропускную способность. Необходима гарантированная грузовая база с горизонтом на 10 лет по номенклатуре и объему, которая могла бы гарантировать судостроителям и логистическим компаниям востребованность и окупаемость их проектов», — сообщил зампред комитета Госдумы РФ по транспорту и строительству Виталий Ефимов.

Для развития внутреннего грузового линейного судоходства перевозчикам необходимо понимать окупаемость флота, в том числе, контейнеровозов, отметил административный директор АО «Волжское пароходство» Рустем Галеев. Опыт контейнерных перевозок у судоходных компаний есть, но все упирается в нехватку береговой инфраструктуры на Волге. Речной флот компании возрастной, его придется обновлять, а имеющиеся суда класса «река-море» в основном задействованы в экспортных поставках. Если они используются круглогодично в акватории морей, то речные суда встают на прикол по окончании навигации.

Эти и другие предложения участники Транспортного форума в ТПП Нижегородской области изложили в резолюции, которую направят в правительство РФ. В ней предлагается расширить государственный проект «Великий Волжский путь», дополнив его вопросами развития грузовой инфраструктуры, и разработав программу господдержки ее строительства. Также от власти ждут субсидий на покупку портовой техники и льготирования кредитов на развитие портов по ставке не выше 1% годовых до 10 лет.

Кроме того, отрасль хочет иметь льготную программу обновления речного флота с учетом его долгой окупаемости.

Loading

0