Стальная леди: как Ребекка Люкенс стала первой женщиной в промышленности США

Ребекка Люкенс — первая в США женщина, управлявшая сталелитейным заводом. Он существует до сих пор и является старейшим в стране. Рассказываем историю женщины, которая, приняв управление убыточным предприятие, сделала его флагманом американской промышленности.

Девочка на фабрике

Ребекка Люкенс, родившаяся в Пенсильвании в 1794 году, с детства была погружена в бизнес своего отца Исаака Пеннока. Она любила ездить с ним на его разрезную фабрику, где делали гвозди, обручи для бочек, детали для вагонов — этот процесс завораживал девочку. Мать не одобряла эти поездки, вероятно, полагая, что место девочки в доме (напряженные отношения с ней позже сильно осложнили жизнь Ребекки). Тем не менее Ребекка окончила школу (ее особенно интересовали химия и французский язык), поскольку Пеннок, будучи квакером, считал образование равно необходимым для мужчин и женщин.

Во время поездки в Филадельфию после окончания школы Ребекка познакомилась с доктором Чарльзом Люкенсом и в 1813 году вышла за него замуж. Супруги переехали в особняк Пенноков, Чарльз оставил медицинскую практику и начал работать на тестя, а вскоре стал его партнером. К тому времени Исаак Пеннок купил еще и лесопилку на реке Брэндивайн и перепрофилировал ее в производство железных деталей Brandywine Iron and Nail. Ребекка в тот момент занималась воспитанием детей, однако продолжала живо интересоваться семейным бизнесом.

В 1816-м или в 1817 году, когда Исаак Пеннок уже был готов постепенно отойти от дел, Ребекка и Чарльз взяли в аренду Brandywine Iron and Nail за $420 в год (в пересчете на современный курс это примерно $907 905), а в 1818 году реконструировали его. Как раз в это время на воду был спущен фрегат «Саванна» — первое судно с паровым котлом, которое пересекло Атлантический океан; строились первые железные дороги. Люкенсы поняли, что будущее за паровым двигателем, и начали производить металлопрокат для производства паровых котлов. Сыграл роль и их общий интерес к химии.

В 1824 году Исаак Пеннок умер, и завод Brandywine Iron and Nail остался у четы Люкенс. Два младших брата Ребекки занялись управлением разрезной фабрики.

Из-за реконструкции завод Люкенсов ушел в минус, но уже через год получил серьезный заказ на толстолистовую котельную сталь для первого в Америке парохода в железном корпусе — Codorus. Котельный лист был тогда прорывом в металлургии, из него делали паровые двигатели, котлы, локомотивы — и вот теперь корпус парохода. Это была та цель, к которой шли Люкенсы, затевая переоборудование завода. Но в свои 39 лет Чарльз внезапно заболел и умер. Ребекка осталась одна.

Первая в американской металлургии

Завод был близок к банкротству, рабочие увольнялись. Ребекка, которая в тот момент ждала ребенка (это была ее шестая беременность), взяла управление на себя. Она уговорила рабочих остаться и выполнить заказ. Codorus спустили на воду 22 ноября 1825 года.

Это было спасением для завода. Brandywine Iron and Nail начал получать контракты на производство стали для локомотивов и пароходов и к 1834 году стал флагманом американской промышленности. Из стали от Люкенсов строились пароходы, ходившие по Миссисипи, и локомотивы, перевозившие грузы и пассажиров по Пенсильванской железной дороге.

Ребекка, помня все, чему ее учил отец, жестко следила за качеством продукции, которую даже экспортировали в Англию. Люкенс считается первой женщиной в американской черной металлургии и первой женщиной — CEO промышленного предприятия. Признание пришло к ней не сразу — она вспоминала, что поставщики, партнеры и даже подчиненные долгое время относились к ней с предубеждением, считая, что женщина не способна вести серьезный бизнес.

Ребекка понимала, что прибыль необходимо реинвестировать в развитие бизнеса. Снова реконструировала завод, перестроив плотину на реке, которая служила основным источником энергии. Построила склад, новые дома для рабочих. И диверсифицировала бизнес, открыв магазин, склад, шорную мастерскую и логистическое агентство. Это помогло ей остаться на плаву, когда в Америке начался самый долгий в истории страны финансовый кризис.

Так называемая «Финансовая паника 1837 года» считается одним из самых тяжелых периодов в экономике Америки. Все началось с того, что Банк Англии ужесточил свою кредитную политику и поднял процентную ставку по операциям, — и то же самое пришлось сделать и банкам США, поскольку экономики двух стран были связаны. Упали цены на землю, которая часто являлась обеспечением по кредитам, и на хлопок — главную статью американского экспорта в то время. Американские банки не могли выполнять свои обязательства, совокупный объем их активов сократился на 45%, треть банков закрылась. Глубокая рецессия длилась несколько лет. Инвестиции в промышленность и строительство инфраструктуры — тех же железных дорог — были заморожены. Безработица затронула все районы страны, а в крупных городах случались и голодные бунты.

Тем не менее завод Ребекки Люкенс продолжал работать. Она смогла обеспечить его некоторым количеством заказов и даже не снизила цены на продукцию. А когда заказов было мало, отправляла рабочих на ремонтные работы — только чтобы не увольнять их.

Наследство и наследие

Все это время Люкенс судилась с родственниками, претендовавшими на ее завод, — в том числе матерью. Завещание Исаака Пеннока было сформулировано двусмысленно, так что некоторые считали, что Brandywine Iron and Nail должна была унаследовать его вдова. Это мало кого волновало, пока завод был на грани банкротства. Но как только дела пошли в гору, появились желающие заявить на него свои права. В конце концов Ребекка выкупила завод и в 1844 году наконец-то стала его полноправной владелицей. Его стоимость тогда оценивалась в $60 000 — около $2,3 млн в пересчете на сегодняшний день.

Еще через три года Люкенс отошла от дел (к тому времени операционным управлением занимались ее зятья). Она занялась написанием автобиографии, построила особняк для одной из дочерей. Сама продолжала жить в особняке Брэндивайн до конца своих дней – Ребекка Люкенс умерла 10 декабря 1854 года в возрасте 60 лет.

Развивая бизнес, она была верна своим принципам. Например, разделяла идеи аболиционизма и выступала за право голоса для женщин. Будучи пацифисткой, отказалась поставлять сталь бостонской военно-морской верфи, хотя это могло бы принести ей хороший доход.

Компания Ребекки Люкенс продолжала развиваться и после ее смерти. Через несколько десятилетий завод Brandywine Iron and Nail стал публичной компанией Lukens Iron and Steel. В 1993 году компания заняла 395-е место в промышленном списке Fortune 500. До 1998-го она торговалась на Нью-Йоркской фондовой бирже, затем ее купила Bethlehem Steel. Сейчас предприятие принадлежит Mittal Steel — крупнейшей сталелитейной компании в мире.

В 1944 году в честь Ребекки Люкенс был назван грузовой корабль Liberty, SS Rebecca Lukens. В 1994 году, в честь 200-летия со дня ее рождения, Генеральная ассамблея Пенсильвании и город Коутсвилл официально объявили Ребекку «первой женщиной-промышленником Америки». Ее завод на тот момент был старейшим непрерывно работающим сталелитейным предприятием в США.

Фото: Ребекка Люкенс ( И коллекции National Iron and Steel Heritage Museum)

Loading

0