Так умирают ледоколы. Как в России утилизируют атомные суда

В далеком Снежногорске Мурманской области на судоремонтном заводе «Нерпа» (филиал северодвинской «Звездочки») происходит утилизация рожденных в Петербурге атомных ледоколов «Сибирь» и «Арктика». Позже к ним присоединятся и другие объекты.

Пошли другим путем

Когда специалисты изначально рассматривали варианты утилизации атомных ледоколов, они предложили проект их «расчленения» на три больших блока. Нос и корма каждого судна должны были пойти на металлолом. А из центральных частей с реакторными отсеками предполагалось сформировать блок-упаковки и отправить на долговременное хранение. Стоимость одного такого проекта составляла почти 2 миллиарда рублей, весь процесс должен был занять около четырех лет.

В конечном итоге был принят другой проект, с поэлементной выгрузкой всего реакторного оборудования в блок-упаковку и сохранением корпуса судна. Такая схема утилизации оказалась дешевле и оперативнее. Согласно проекту, во время всей операции судно находится на плаву (докование при этом не требуется). Блок-упаковка с отсеками для различного оборудования изготавливается заранее, а его выгрузка происходит с помощью специального плавучего крана.

«Сибирь» отправят на «иголки»

Первой в последний путь отправилась атомная «Сибирь». С 2016 года выведенный из эксплуатации ледокол был пришвартован у набережной завода «Нерпа». Благодаря изменениям, внесенным в первоначальную схему утилизации, стоимость работ удалось снизить с 1,7 млрд рублей до 700 — 800 млн рублей.

В прошлом году самые сложные работы по демонтажу реакторов и другого радиационно опасного оборудования завершились. Оборудование ядерной энергетической установки было размещено в блок-упаковку, которая в настоящее время передана в пункт долговременного хранения радиоактивных отходов (ПДХ РО) «Сайда», расположенный в поселке Сайда-Губа.

На данный момент из «Сибири» полностью выгружено все радиационно опасное оборудование. Однако комплексное обследование показало, что осталась часть оборудования с незначительным загрязнением (в основном это внутренние поверхности), поэтому необходимо провести дезактивацию ряда помещений. Конструкции, дезактивация которых не может быть выполнена, вырежут и передадут на хранение как твердые радиоактивные отходы. И только после этих мероприятий «чистое» судно будет отправлено судовладельцу для продажи «на иголки».

На данный момент появилась информация, что ГК «Росатом» и ФГУП «Атомфлот» заключили государственный контракт на выполнение демонтажа систем, конструкций и оборудования атомного ледокола «Сибирь», загрязненных радиоактивными веществами. Срок завершения работ — 30 ноября 2021 года. Стоимость составляет 298 млн рублей.

«Арктику» разрежут по-чистому

Зимой прошлого года в Снежногорск прибыла «Арктика». Утилизация этого ледокола проходит по схеме, которая использовалась при утилизации «Сибири», но с учетом наработанного опыта. В 2019 году были выполнены работы по выгрузке блоков биологической защиты ледокола «Арктика». В данный момент выполняется формирование блок-упаковки атомной паропроизводящей установки (АППУ). Планируется, что выгрузка оборудования АППУ будет проводиться до ноября 2019 года. Его поместят в блок-упаковку и по воде отправят в ПДХ РО «Сайда».

Контракт на утилизацию «Арктики» рассчитан на два года, то есть работы должны быть завершены к 2020 году. При этом у ледокола есть шанс стать музеем. Если вопрос с его организацией будет решен положительно, то, возможно, «чистый» корпус ледокола не станут оставлять в Мурманской области (так как там уже есть ледокол «Ленин», который работает как музей), а перегонят к месту рождения в Петербург. По предварительным расчетам экспертов, цена вопроса — около 2 млрд рублей на буксировку и переделку. Затем потребуется 60 — 70 млн рублей ежегодно на поддержание ледокола в статусе музейного комплекса. Однако этот вопрос пока остается открытым.

«Лепсе» уже в небытии

С 2012 года в Снежногорске ожидает своей участи еще один интересный и опасный атомный объект — плавучая техническая база «Лепсе», которая в 1963 — 1981 годах обеспечивала перезарядку ядерного топлива реакторов атомных ледоколов «Ленин», «Арктика» и «Сибирь». С 1981 года «Лепсе» использовалась только для хранения отработанного ядерного топлива и радиоактивных отходов. В 1988 году базу вывели из эксплуатации.

В настоящий момент ПТБ «Лепсе» уже не существует в статусе судна и исключена из судоходного реестра. При этом она считается самым ядерно опасным плавучим объектом Северо-Запада России. Дело в том, что на плавтехбазе находится более 600 отработавших тепловыделяющих сборок, некоторые из которых повреждены, что исключает возможность их извлечения из хранилища обычным способом.

Судоремонтный завод «Нерпа» впервые в мировой практике взялся за утилизацию судна атомно-технологического обслуживания с отработанным ядерным топливом на борту. В результате утилизации сформировано две блок-упаковки — кормовая с емкостями жидких радиоактивных отходов и носовая, содержащая отработанное ядерное топливо. Кормовая блок-упаковка уже переведена на долговременное хранение в ПДХ РО «Сайда». Носовая — в защитное укрытие. В настоящее время и завод «Нерпа», и ФГУП «Атомфлот» имеют все разрешительные документы на работы по выгрузке отработанного ядерного топлива и отправке его специальными эшелонами на переработку в Челябинскую область на ПО «Маяк». Полностью работы по выгрузке должны быть завершены летом 2020 года.

«Советский Союз» поможет «России»

Кроме ледоколов «Арктика» и «Сибирь» на площадке ФГУП «Атомфлот» находятся еще два ледокола, в отношении которых получена лицензия на вывод из эксплуатации, — «Россия» и «Советский Союз». Предварительные сроки работ по их утилизации — соответственно, 2020 — 2021 и 2022 — 2023 годы.

Всего за время деятельности СРЗ «Нерпа» отремонтировано, переоборудовано, модернизировано и сдано ВМФ более 30 атомных подводных лодок, несколько десятков надводных кораблей и судов. Кроме того, судоремонтный завод намерен участвовать в проекте Еврокомиссии по подъему и утилизации затопленных ядерных объектов в северных морях. Речь идет, в частности, о подъеме подводных лодок К-27 и К-159, затопленных и затонувших в Карском и Баренцевом морях.

Представители Росатома еще в 2011 году заявляли о необходимости подъема (возможно, с участием зарубежных специалистов) этих атомных объектов. На данный момент проект прорабатывает рабочая группа Еврокомиссии, в состав которой входят представители стран, которые участвовали в финансировании работ по ликвидации ядерного наследия Советского Союза, — Франции, Италии, Германии и других. Рабочей группе поручено оценить техническую возможность и ориентировочные затраты. В этой группе есть распределение обязанностей. Франция занимается вопросами подъема судов, Италия разрабатывает вопросы выгрузки и вывоза ядерного топлива, Германия отвечает за утилизацию поднятых объектов.

«Санкт-Петербургские ведомости»

Loading

0