Турция увеличивает плату за проход судов Босфором в 5 раз: что это значит для металлургов и экспортёров лома?

Для металлургов, переработчиков лома и в целом, для экспортеров, очень важным становится рынок Турции и в целом, стран средиземноморского бассейна. Свободный проход судов по Босфору в мирное время урегулирован Конвенцией Монтре в 1936 году, но вот финансовый механизм, направленный на поддержание Турцией безопасности судоходства, имеет несколько архаичную форму.

Стоимость прохода была оценена в золотых франках, один золотой франк эквивалентен 0,29 грамм золота по состоянию на момент подписания конвенции. В 1983 году Турция отказалась от около 75 процентов своих текущих прав на навигационные сборы, установив 1 золотой франк на уровне 0,8063 доллара США по дисконтированной стоимости. На сегодняшний день сборы  применяются путем умножения текущего обменного курса на дисконтированную стоимость золотого франка на 0,8063 долл. По состоянию на 1983 год Турция была весьма небогатым государством, граничащим с СССР и в целом, с ОВД – то есть помимо СССР Конвенция Монтре важна и для тогдашних социалистических стран – Болгарии, Румынии, и придунайских Чехословакии и Венгрии. Откровенно вымогать деньги с соцстран на тот момент казалось весьма плохой стратегией, потенциально дающей повод для мировой войны, в 1983 году ее реально боялись. Прошло 39 лет, и усиленная Байрактарами армия с многолетним боевым опытом, плюс поднятая не только на помидорах турецкая экономика подняли рост значимости страны в мире. Настала пора увеличивать рентный доход!

С учетом данных обстоятельств взимаемая сумма турецкому правительству показалась весьма небольшой перед лицом растущей инфляции и стоимости золота в мире. Поэтому наполнение номинальной ставки в золотых франках будет увеличена в 5 раз до $4 за чистый тоннаж. С вступлением в силу постановления 7 октября 2022 года плата, получаемая в настоящее время за безопасность в проливах, будет увеличена в 5 раз. В настоящее время доход Турции от навигационных сборов в проливах составляет 40 млн. долл. в год, ожидается, что он вырастет до 200 миллионов долларов.

Для ломопереработчиков это означает, что при отгрузке 2000 тонн лома в Измир из Ростова на Дону на судне 2500 рег. Тонн надо будет заплатить 10000 долл. США, на партию лома это составит 5 долларов на тонну, до ввода в действие постановления плата была в 5 раз меньше.

Очевидно, что отгрузка лома на Самсун из Ростова, Констанцы и Варны будет сопряжена с меньшими издержками, нежели поставка из этих же портов на Мармару или в Измир. То есть завод в Самсуне сможет более эффективно «прогибать по цене» черноморских поставщиков. В то же время при покупке партии лома в Дании в 40 тыс. тонн на судне в 60 тыс. тонн заводу в Самсуне или его трейдерам придется оплатить дополнительно 6 долларов за тонну плюс возможно оплатить ту же сумму за обратный проход судна через проливы или искать ему груз, переложив издержки на нового грузовладельца. Теоретически такой подход может несколько облегчить поиск фрахта российским экспортерам — приходящим в черноморские порты Турции судам будет выгодно рассматривать груз из черноморских портов России с позиции компенсации возросшей платы за проход по проливам.

В то же время экспорт квадратной заготовки также будет либо ограничен фрахтом, либо потребуется заплатить 6-12 долларов с тонны дополнительно при экспорте 40 тыс. тонн металлопродукции через Босфор с черноморских портов России. Для электрометаллургических предприятий данная нагрузка может показаться весьма значительной.

Loading

0