Украина в 2017 г. снизит заготовку лома на 11-16% и станет нетто-импортером

Украинские предприятия по операциям с ломом черных металлов в 2017 году снизят заготовку данного вида сырья на 11-16% по сравнению с предыдущим годом (без учета ожидаемого выхода на рынок «Укрзализныци») — до 2,9-3,1 млн тонн с 3,47 млн тонн в 2016 году.

Как сообщается в пресс-релизе-прогнозе трубно-колесной компании (ТКК) «Интерпайп» (Днепр) в среду, цена лома не будет опускаться ниже экспортного паритета с ценой в Турции и в 2017 году Украина впервые станет нетто-импортером металлолома.

При этом в прогнозе приводятся данные объединения металлургических предприятий Украины «Укрметаллургпром» (Днепр), в соответствии с которыми потребность метпредприятий в ломе в 2017г составит 4 млн тонн. Ожидаемый дефицит лома в стране в 2017 году составит около 1 млн тонн.

Главным фактором снижения заготовки является истощение источников доступного лома. По данным агентства CRU Independent Authority, потребление металла внутренним рынком в сравнении с советским периодом сократилось на 95%, т.е. образования нового лома практически не происходит. Статистика ломозаготовки подтверждает прогноз. Так, в 2000 году в Украине собрали 11 млн тонн, в 2010-м — 7 млн тонн, в 2016-м — 3,5 млн тонн.

По мнению экспертов «Интерпайпа», в текущем году Украина станет нетто-импортером металлолома, т.е. импорт превысит экспорт. Металлурги, которые и так нарастили импорт горячебрикетированного железа (ГБЖ) и повысили использование чугуна, теперь будут вынуждены импортировать и металлолом. Пробные поставки были начаты основными потребителями лома в конце 2016 года.

Цена лома в Украине в 2017г., по прогнозу компании, будет выше экспортного паритета с турецкой ценой за исключением кратковременных периодов пикового спроса в Турции. В условиях нехватки сырья металлурги будут конкурировать за его покупку не с экспортерами лома, а между собой, что и станет главным фактором, влияющим на цену. Такая ситуация уже имела место в 2016 году: 8 из 12 месяцев украинские заводы платили за лом выше приведенной турецкой цены. В сентябре-декабре 2016 года превышение внутриукраинской цены лома над приведенной турецкой в среднем составило $35/тонна, или 28%.

По мнению экспертов, главным событием с точки зрения законодательного регулирования в 2017 году станет развитие ситуации с экспортной пошлиной на лом. Сейчас ее размер составляет EUR30/тона. Годичный срок ее действия заканчивается в сентябре 2017 года, после чего она вернется к EUR10/тонна. Метпредприятия будут выступать за продление пошлины EUR30/тонна. Второе ожидаемое событие – принятие норм для вывода рынка ломозаготовки из тени.

Отдельного внимания заслуживает влияние «Укрзализныци» на рынок металлолома. Расчеты на основе данных «УЗ» свидетельствуют, что госкомпания обладает запасами лома на уровне 400 – 450 тыс. тонн, что превышает месячное потребление в стране. Появление на рынке этого объема существенно повлияло бы на обеспечение металлургов сырьем.

«Мы вступаем в период, когда лома будет становиться все меньше, а потребность в нем будет расти. Сейчас тот самый момент, когда государству время определиться с экономической моделью: способствовать производству готовой продукции в Украине или становиться сырьевым экспортером», — комментирует ситуацию директор по экономике и финансам «Интерпайпа» Денис Морозов, которого цитирует пресс-служба.

По его словам, снижение пошлины, и как следствие подорожание лома в стране, приведет к ухудшению конкурентных позиций украинских металлургов на экспортных рынках.

«Возможные потери нашего бизнеса в случае снижения пошлины — 100 тыс. тонн заказов готовой продукции в 2017 году», — прогнозирует Д. Морозов.

Потенциальными факторами увеличения ломообразования являются рост производства машиностроительной продукции, большие проекты по модернизации подвижного состава и ЖКХ, трубопроводной инфраструктуры, железнодорожного подвижного состава. Вместе с тем, в «Интерпайпе» не ожидают резкого роста в этих сферах, поэтому ломосбор в ближайшие 5 лет, согласно прогнозу, будет снижаться.

Как сообщалось, метпредприятия страны в 2015-2016 гг. испытывали острую нехватку металлолома. В частности, новый завод «Интерпайп Сталь» по причине отсутствия лома в 2015 году суммарно простаивал 63 суток.

По данным «Украинской ассоциации вторичных металлов и ресурсов» («УАВторметресурс»), в 2016 году обеспечение метпредприятий металлоломом возросло незначительно при сокращении объемов заготовки данного сырья. Так, в 2016 году объем заготовки лома черных металлов в Украине составил 3,472 млн тонн (в 2015-м — 4,272 млн тонн), в том числе на внутренний рынок — на метпредприятия — было поставлено 3,189 млн тонн (3,059 млн тонн), на экспорт — 273 тыс. тонн (1,213 млн тонн). Падение заготовки металлолома составило около 19%.

«Интерпайп» входит в десятку крупнейших в мире производителей бесшовных труб, третий по величине производитель цельнокатаных железнодорожных колес в мире. Продукция компании поставляется более чем в 80 стран мира через сеть торговых офисов, расположенных на ключевых рынках СНГ, Ближнего Востока, Северной Америки и Европы.

В структуре компании — пять промышленных активов: «Интерпайп Нижнеднепровский трубопрокатный завод (НТЗ)», «Интерпайп Новомосковский трубный завод (НМТЗ)», «Интерпайп Нико-Тьюб», «Днепропетровский Втормет» и электросталеплавильный комплекс «Днепросталь» под брендом «Интерпайп Сталь».

Конечным собственником Interpipe Limited является украинский бизнесмен Виктор Пинчук.
Интерфакс-Украина

Loading

1