Февральский ЗВЁР: будет нескучно!

Всем здравствуйте!

Вот и закончился январь. Самый короткий месяц года. По уже сложившейся традиции хотелось бы посмотреть – что было в январе на рынке лома? Итак, если помните, планы были низкие, остатки были рекордные, морозы были – лютые. Но и производство было у металлургов неплохое. Никто не лежал, все бежали и работали, несмотря на отсутствие экспорта. Отгрузки лома по ЖД, предсказуемо, были низкие. Всей страной отгрузили чуть больше 440 тыс тонн. За счет переходящих вагонов металлурги по ЖД привезли порядка 540 тыс. тонн, а всего поставка было чуть больше 850 тысяч (ЖД плюс авто).

Если пробежать по персоналиям, то картина мира выглядит следующим образом:

Северсталь. Поступление равно отгрузкам. Поставка была 20 тысяч и отгрузки были 23 тысячи. В январе Северсталь сколько взяла с рынка, столько же и отдала рынку. Баланс! Если бы не было отгрузок от Северстали, то ряду потребителей пришлось туго. Особенно это касается ПМХ (Тулачермет). В его адрес было отгружено 12 тысяч со стороны Северстали, тем самым градус истерии был снижен до нуля. А истерить ПМХ может и умеет! Если не ошибаюсь, то в марте 2020 года это могли все увидеть, да и в апреле прошлого года они потянули всех за собой вверх по ценам. При этом «помогать» Северстали пришлось не только ПМХ, но и ВМЗ, ПНТЗ, Красному Октябрю и ТМК-Ярцево. Так что в январе Северсталь продолжила быть для рынка стабилизатором цен. При этом план по поступлению был перевыполнен в два раза)). Остатки практически без изменений. Видимо не пришло еще время их снижать! А это означает только одно – могут продолжить отгрузки из копрового цеха и дальше – есть что грузить.

НЛМК. План января был порядка 20 тысяч. Перевыполнили, не вставая с дивана! Грузили в основном остатки с площадок дочек. Их доля в общей поставке в адрес НЛМК больше 70 %. Группа НЛМК стабильна в политике складирования остатков на дочках. Каждый год, независимо от прогнозов и ситуации на рынках, они формируют склады на площадках дочерних обществ и за счет отгрузки этих остатков «проживают» январь – февраль, тем самым снимая часть дефицита с рынка января. Ну что ж. Стабильность — признак мастерства!

НЛМК-Калуга. План был аналогичный НЛМК. План перевыполнен также за счет поставок дочек. Тут доля дочек еще выше (порядка 75 %).

ВМЗ. План выполнили не без помощи Северстали и постоянного переписывания цен. Но так и прогнозировалось. Им отставать нельзя – план был достаточной большой для такого января. Успели убежать по цене более чем на 3500 за январь. Остатки формально, снизились не значительно (на 20 тысяч), но у них есть одна «засада». После запуска шредера они превратились в «раба лампы». Дело в том, что при переработке лома на шредере количество мусора намного превышает входной засор при приемке. С этой же проблемой в свое время столкнулась Северсталь после запуска «Добрыни» (поставщики его в шутку назвали «Рабыня»), а рынок в целом не позволяет при приемке списывать тот процент засора что образуется на шредере. В итоге по документам лом есть, а в печку положить – нечего. Постоянные недостачи на заводе. Не знаю – решили они эту проблему сейчас, но раньше она была и была очень больной! Ну судя по периодическим приступам «ужесточения приемки» проблема существует и сейчас.

БМЗ. Традиционно план не выполнили. Причина стара как мир – долги по оплате. Я так полагаю, что скоро наступит тот самый волнительный момент, когда поставщики, кому БМЗ не должен, просто кончатся! Те, кому он должен – уже не грузят, а те, кому он не должен – кончатся. Дальше начнутся хитрые схемы типа вагон грузите – за два плачу! Продолжение темы: «засаживай меня в долги»! В конце прошлого года прошел слух о продаже ТД БМЗ. Интересно, кто ЭТО купит? Продажа доли в ТД БМЗ это попытка продать долг самого БМЗ без дисконта……))) Если продажа состоится, то будет понятно кто может взять на себя смелость по выбиванию долгов из БМЗ. Это будет победа оптимизма и надежды над опытом!)) Посмотрим…

Балаково и АЭМЗ. После предновогоднего ралли доллара у экспортеров заготовки глазки загорелись!)) Иначе чем можно объяснить такой интерес МЗ Балаково и Абинска к приобретению лома? До этого они как-то не сильно активничали на рынке. Видимо, пошли заказы, производство пошло в гору. Одним словом, в январе «двое из ларца» вели себя активно, переписывали цены каждый день (по разным регионам). У меня ощущение, что они в периоды движения цен на рынке начинают жить под девизом – «ни дня без изменения цен». Где-нибудь, по какому-нибудь региону или базису поставки, но цену поменяют! А учитывая, что у них такой «баян» с ценами (с доставкой, без доставки, авто, ЖД, свой транспорт, транспорт поставщика плюс виды лома плюс градация по загрузке) – ТАКОЙ простор для творчества! В общем есть поводы чтобы напоминать о себе ежедневно. В итоге планы плюс/минус привезли, при этом остатки сильно подъели.

ВТЗ, Тагмет. Планы привезли по ВТЗ. По Тагмету недовоз по ЖД, но остатки еще позволяют не устраивать истерик по ценам. По-прежнему есть сложности с поступлением вагонами, но это уже никого не удивляет и это риск закладывается при планировании. Вагоны двигаются абсолютно непредсказуемо. Ту густо – то пусто. Планы были достаточно высокими для января. Заказы есть. Это не может не радовать!

ТЭМПО. Хотелось бы вспомнить по такого потребителя.)) В прошлом году они заложили «небывалые» остатки на зиму (порядка 70 тыс. тонн), чего раньше не делали в таком объеме. И не прогадали. Январь для них был совсем «кислым» по поставкам. Снег и морозы сделали свое дело! А начало подъема цен традиционно дало дополнительный сигнал поставщикам – подождем! В итоге в январе поставка даже до 10 тысяч не дотянула. Тут то остатки и пригодились. По ценам не отставали от других потребителей, но и не бежали впереди паровоза. В итоге подросли на 2500 руб.(оценка ИНФОЛОМ: +3000) за январь, что для такого региона, как Татарстан в период дефицита – очень неплохой показатель.

Магнитка. По ММК самый большой недовоз (как у БМЗ) в районе 30 тысяч. Объяснение только одно – большие остатки. При этом в январе остатки активно снижали. В середине января активно включились в процесс переписывания цен. Не скажу, что бегут впереди всех, но отставать на «трамвайную остановку» уже не могут себе позволить -дочки будут тянуть гирями со своими убытками. И тут по ним больно бьет отсутствие остатков на дочках. В отличие от группы НЛМК Магнитка проводит политику МАИРа по отношению к остаткам на площадках дочек. Если кто не знает, то МАИР считал так: «Если остатки не выгрузили до конца месяца – значит их украли!» и потому требовали, чтобы остатки на конец месяца на площадках всегда были равны нулю! Нечто подобное и у Магнитки на дочках наблюдается. Минимальные остатки на площадках в сочетании с низкими ценами и сложными погодными условиями неизбежно приводят к убыткам на дочках в зимний период. А потом весь год работают на то, чтобы эти убытки закрыть до конца года. Но, год короткий….. не успевают…. Уже предлагал для поставщиков издать свой календарь – без одного месяца, а для дочек сделать другой -добавить пару месяцев!)) Может тогда успеют покрыть убытки, полученные зимой? Вообще по дочкам ММК Втормет ситуация не хорошая. Если в начале 2000-х их создавали, холили и лелеяли, и доля дочек в общей поставке была более 70%, то за прошлый год она не превысила 30 % в общем объеме поставки на ММК. При этом весь прошлый год ММК активно наращивал транзит из дальних регионов и «топил» местные дочки в убытках. Есть Китайская пословица «не ищи выгоды за сто ли» — текущие результат дочек ММК, как нельзя лучше подтверждают её справедливость. Так что ждем, когда об этом заговорят вслух….. От группы ММК Втормет в ключевых для Магнитки регионах остались только два втормета: Челябинский и Башкирский. Если их «добить», то можно закрывать избушку на клюшку и тихо расходиться по домам. Что-то мне подсказывает, что в этом году мы имеем все шансы увидеть начало этого процесса.

АМЗ. После смены собственника, традиционно, начинаются разборки и поиски «стрелочника». Очень надеюсь, что принцип: «Награждение непричастных и наказание невиновных» не будет тут работать. Но пока события развиваются не в пользу старого менеджмента. Несмотря на внутренние разборки и перестановки, текущая работа идет, планы никто не отменял, и поставка лома идет пока «без дырок». Если новый собственник пойдет по пути обновления и создания сети собственных площадок, то именно вторметы ММК попадут в этот замес в первую очередь. Сначала до Челябинска перестал доезжать лом из ХМАО (после запуска УГМК-сталь), потом запрет автопоставки лома с территории Казахстана – это все привело к падению заготовки на Челябинске. Запуск ТЭМПО и стабильная работа Аши привели к оттоку лома из Башкирии мимо Башвтормета и дочки НЛМК. Если сейчас произойдет смена закупочной политики на Аше, то дочкам ММК и ПНТЗ придется совсем худо…… Понятно, что в первую очередь это коснется Башкирии. Там от Аши до Уфы 80 км по хорошей дороге. Доплюнуть можно! Как говорится: «Волнуйтесь! Подробности письмом». Ждемс….

ПНТЗ. План не привезли (минус 10 тыс.). Северсталь помогала (не сильно – 5 тысяч), но не помогло. Остатки подъели сильно! Производство загружено, заказы есть. Их дочки в регионах традиционно начали в январе истерию по ценам на площадках. Если все уже привыкли к тому, что дочки НЛМК периодически находятся в «космосе» по ценам и дают такие цены, что проще им сдать, чем везти на площадку для переработки. Периодически поставщики прекращают грузить в адрес НЛМК в знак протеста против высоких цен на площадках НЛМК! Когда на площадках цена выше, чем цены в спецификациях у поставщиков от завода. Нечто подобное наблюдается и у МЕТА. Когда они на площадках начинают давать цены, выше сбытовых цен потребителей. Но такое «обострение» у них случается, как правило, зимой и ранней весной! )) Вот и этот январь не стал исключением! В погоне за выполнением плана дочки МЕТЫ пытались купить всю заготовку, что была в регионах. Но, не случилось! План не выполнили….Зато подняли цены на площадках закупа выше 20 000 руб. за тонну. За что им большое спасибо передают ломосдатчики и пьют за их здоровье и долголетие! При таких ценах заготовка начала расти!

НЛМК-Урал. Тут дочки постарались. Привезли два плана. Ели как не в себя!)) Очень сильно подъели остатки на заводе. Ощущение что в январе для них зима заканчивается…. Ну что ж, посмотрим — что будет в феврале.

ЗСМК. Пожалуй, два завода, которые не испытывали вообще никаких проблем с выполнением планов в январе это – Северсталь и ЗСМК. Нет планов – нет проблем.) Снижение потребления лома по ЗСМК случилось в ноябре, когда остатки уже были сформированы. Так что будут доедать свое… Такими темпами они остатки только к апрелю доедят…

Вот такая картина мира января получилась.

Что было с ценами? Как и предполагалось – по ценам побежали сразу после окончания выходных. С направлением угадал, не угадал с величиной повышения. Как-то очень резво и быстро побежали. Боюсь как-бы не согрелись раньше времени или не догнали «курицу» (как тот петух – не догоню, так хоть согреюсь) )). По итогам января рост цен значительно превысил прогнозные 2 000 рублей. Ну что ж…… Чем быстрее и выше взлетим сейчас – тем быстрее и резче будем падать ближе к весне. Как и предполагалось – группа НЛМК быстро «дифференцировала» цены по регионам одновременно повысив цены до уровня других потребителей. Первыми «ласточками» повышения цен стали небольшие потребители типа ТЭМПО, ПМХ и Ярцево. Запасы на небольших потребителях традиционно небольшие и начинают кончаться быстро….

Этот февраль – прямая противоположность прошлого года. Если помните – в феврале прошлого года мы уже падали….Кому интересно вспомнить – почитайте. В феврале этого года будем расти. Кому интересно – читайте дальше.

Планы февраля считаю очень даже рабочие – 1,26 млн тонн на всех. После 850 тысяч поставки в январе – план февраля очень хороший. Если смотреть по потребителям, то впереди на лихом коне по-прежнему будут трубники (ВТЗ, Тагмет, СТЗ, ВМЗ, ПНТЗ). В феврале на рынок выйдет группа НЛМК в полный рост (план на три завода порядка 170 тысяч). В январе они только разминались! Грузили остатки с площадок дочек. Остатки на дочках в феврале должны закончиться и необходимо будет добирать лом у сторонних поставщиков. Северсталь, по уже сложившейся традиции, будет больше поставщиком, чем потребителем. Магнитка, после провала января должна будет выйти на рынок в полный рост. Вообще я ожидаю, что Магнитка в феврале будет основным драйвером повышения цен.

Металлурги загрузились на февраль. Заказы есть, производство загружено. Южные заводы будут пытаться продать заготовку на экспорт. Надеюсь, у них все получится. В феврале очень надеюсь на пополнение складов со стороны торговых сетей, что должно поднять цены на сортовой прокат. Надеюсь, что арматура уйдет на уровень 45-47 тысяч. Это позволит хоть как-то поддержать цены на лом на сегодняшнем уровне. При цене 45-47 тысяч лом должен стоить не дороже 25 тысяч на заводе. Понимаете, к чему это я? Он уже сегодня стоит этих денег! А еще впереди рост февраля. Т е в феврале некоторые электрометаллурги начнут работать в крепкий минус, если с курсом рубля или с ценами ничего не произойдет.

Почему цены могут вырасти?

Во-первых. Очень низкая заготовка и остатки на площадках у ломозаготовителей. Справедливости ради надо отметить, что сейчас заготовка начла расти за счет роста цен на земле, который сейчас опережает рост цен на сбыте! Заготовители ведут борьбу за каждую тонну, что приводит к росту цен как на площадках, так и на тендерах. До добра такая тактика не доведет! По весне некоторые будут утирать слезы и смотреть на свои остатки, мысленно подсчитывая убытки.

Во-вторых. Традиционно при росте цен поставщики начинают делать «депозиты в ломе». Мы сидим, а денежки идут! Т е грузить пока не спешат. Тут важно поймать тот момент, когда цены еще растут, но уже не так быстро, а остатки уже пора выгружать. Выгрузка остатков (для тех, кто сейчас копит) – процесс, растянутый во времени, а потому, когда все начнут выгружаться отгрузки вырастают лавинообразно, что провоцирует быстрое изменение тренда на снижение, что проводит к еще большим отгрузкам. В общем все как всегда! Но пока основная доля поставщиков еще в ожидании…Потому еще растем по ценам.

В-третьих. При текущих ценах на квадратную заготовку (в районе 550 долларов за тонну) просматривается возможность экспорта, а это приведет к дополнительному спросу на лом до тех пор, пока экономика считается. Но запас небольшой!

В-четвертых. Дефицит февраля больше 400 тысяч (план февраля больше факта поставки января). При таком дефиците должен быть рост цен чтобы разогнать заготовку. Впереди март, а там планы должны быть еще больше, а остатки на заводах еще меньше. Ведь повышение цен со стороны металлургов не приводит к изменению величины потока лома в адрес одного потребителя. Если прибавляют, то прибавляют все! Сейчас цены не отпустит никто – все поддержат, догонят и перегонят. Гонка цен прекратится тогда, когда уровень цен увеличит заготовку на столько, что ее будет хватать всем. Но об этом пока рано говорить.

При всех позитивных настроениях не могу не отметить и негативные моменты.

Во-первых. В феврале один за другим поставщики начнут выгружать остатки. Сначала не спеша, но потом этот процесс будет нарастать и отгрузки будут увеличиваться достаточно быстро. Первые отгрузки февраля уже свидетельствуют об этом! Животворящий ценник делает свое дело! Народ начнет везти лом на площадки – площадки начнут выгружаться. Вся цепочка начнет дышать активнее. Это приведет к быстрому насыщению всех ломом! Еще раз – в январе мы слишком быстро, на мой взгляд, побежали! Слишком! Еще раз напишу о том, что на рост заготовки оказывает влияние не только абсолютное значение цены, но и динамика ее изменения! Сейчас динамика значительно опережает рост объема заготовки, но пройдет пару недель и заготовка эту динамику подхватит и опередит!

Во-вторых. Если в январе цены на площадках были ниже 20 000 повсеместно, то сегодня в некоторых регионах мы имеем на площадках 21 000 на закупе!! Это сильно увеличивает заготовку. Вместе с выгрузкой остатков это создает дополнительный объем отгрузки!

В-третьих. Даже при цене 47-50 тыс. за тонну арматуры потолок по ценам у электрометаллургов уже близко. Лом должен стоит не дороже 25-26 тысяч на заводе. А сегодня мы имеем 21 000 и выше без доставки по некоторым регионам. Т е до потолка цен осталось 2-3 тысячи, а дальше выбор – сокращать производство, снижать цены на лом или работать в убыток. Кто какой вариант выберет – большой вопрос!

В-четвертых. Не забывайте по ГБЖ. Его цена, как ни странно, не только не растет, но и имеет тенденцию к снижению. Это может привести к тому, что некоторые потребители при росте цены на лом тупо переедут с лома на ГБЖ, а это минус потребление лома и минус спрос не него.

По центру. Северсталь будет по-прежнему продавать лом с копров. Надеюсь, что на цены в порту не будут сильно реагировать, так как с учетом квот там экспортерам досталось по таким крохам, что не понятно как в таких условиях работать!)) БМЗ будет постоянно держать всех в тонусе, но без особого успеха с точки зрения увеличения объемов – только за счет роста заготовки и привлечения «новых потенциальных кредиторов». Из центра будут покупать ВТЗ и южные заводы. НЛМК и Калуга в феврале будут более активно реагировать на изменение цен – остатки на дочках должны кончиться. Ждем возобновления политики «выжженной земли» от дочек НЛМК. ВМЗ – будет в рынке, хотя поток на него уже едет плановый.

Урал. Основным возбудителем спокойствия будет Магнитка. Но! План небольшой – порядка 70-80 тысяч. Это означает что при отгрузке больше 2,5 тыс. по суткам в их адрес могут «успокоиться». Чем быстрее они выйдут на этот уровень отгрузки, тем будут спокойнее, но пока, в ближайшую неделю, ожидаю истерику от ММК по ценам. По-хорошему им бы попробовать взять объем из Сибири, но вряд ли получится – туда же пойдут НЛМК-Урал и ПНТЗ и даже, несмотря на отсутствие спроса со стороны ЗСМК, в Сибири будет тесно. Заготовки там сейчас нет от слова – совсем! На Урале самый большой дефицит за счет роста планов НЛМК-Урал и ММК. Вот эти две и будут активничать весь месяц.

Сибирь. Цены в Сибири будут формировать заводы Урала. ЗСМК будет покупать с площадок дочек, а потому в «открытом доступе» его цен не будет. наличие заводов Урала не даст возможности ЗСМК покупать дешевле других – заготовку надо поддерживать. В общем заводы Урала будут Мальчишами-плохишами для ЗСМК.

Ну и десерт. Прогноз по ценам февраля.

В феврале мы еще подрастем. Поучаствуют все. Локомотивом цен будет Магнитка и НЛМК-Урал. Пока отгрузки не перевалят за 2,5 тыс. тонн по суткам Магнитка не успокоится. Иначе им нельзя. Следите за отгрузками в их адрес. По итогам месяца, полагаю, увидим 25+ по некоторым регионам без доставки. В основном это регионы Урала и Поволжья. Вообще Урал и Волга будут расти активнее, чем центр и Сибирь. Сибирь не будет активно расти за счет низкого плана ЗСМК (рост будет за счет конкуренции НЛМК-Урала, ММК и ПНТЗ), центр будет расти за счет спроса со стороны южных заводов и группы НЛМК, но при этом заготовка лома в центре будет выше, чем на Урале и рост цен должен это учесть. Еще раз – растем до последней декады февраля. Дальше либо остановимся, либо, если отгрузки резко вырастут, то можем получить первый минус по ценам! Можем!

Вот такой «традиционный» февраль нас ожидает, по моему мнению. Все как всегда: дефицит – рост цен – увеличение заготовки — увеличение отгрузки – снижение цен – резкое увеличение отгрузок – обвал цен ……

ЗЫ. Вообще в этом году должны начаться глобальные изменения как у металлургов, так и у ломозаготовителей. У металлургов – смена собственников у ряда активов (в 2022 году уже начались эти процессы), а у ломозаготовителей- смена тенденции по отношению к дочкам металлургов — отказ от дочерних структур со стороны металлургов с одной стороны и уход с рынка большого количества мелких с средних игроков – с другой стороны. Такая затравка. В конце года посмотрим – прав я или нет?)) Дело за малым – дожить до конца года!))

Засим прощаюсь с Вами! Надеюсь — до марта. Будьте здоровы! Берегите себя и своих близких.

P.S. Мнение ИНФОЛОМ по отдельным выводам статьи не совпадает с авторским

Loading

1