Майский ЗВЁР!

Здравствуйте всем!

Прогноз апреля с треском провалился! Можно, конечно, пытаться оправдаться тем, что прогнозировался «отскок», но это будет не правда! То, что произошло в апреле – отскоком нельзя назвать! Это полноценный возврат рынка к росту. Давайте будем честны.

С 12 апреля все заводы кинулись на перегонки поднимать цены. Цены поднимали буквально каждый день! В итоге по итогам апреля вышли практически на уровень конца февраля (осталось немного 1500-2000 рублей, что по сегодняшним меркам – «не много»). Попробую изложить причины этого явления, как они мне видятся из «леса». Причины, на мой взгляд, следующие:

  1. Резкое падение заготовки и приближающиеся «длинные» выходные в мае. Заводы традиционно разгоняли отгрузки на конец апреля чтобы «пережить» за счет лома в пути падение отгрузок в начале мая, так как склады к этому моменту у всех либо «заканчивают начинаться, либо начинают заканчиваться».
  2. Отгрузки в апреле ниже отгрузок марта. Такое было только в 2020 году во время пандемии и карантинов и ограничений на местах. Т е рынок «усох» в апреле и усох на 250 тысяч! Это очень много для весеннего месяца. Это яркий показатель того, что палку со снижением цен явно перегнули и рынок не был готов принять новый уровень цен, что привело к значительному спаду заготовки.
  3. Паника, начавшаяся вместе с пакетами санкций, немного прошла, народ успокоился. Резкой остановки производства не произошло практически ни у кого из металлургов. Металлурги начали работать в новых условиях. Да, есть проблемы, но они пока не накрыли металлургию, что дает время и возможности адаптироваться к новым реалиям и перестроить работу.
  4. Перспектива майских праздников усугубила ситуацию. Заводы смотрели не на конец месяца, а, по сути, на середину мая, понимая, что отгрузки если начнутся, то не раньше 15 мая.
  5. В апреле готовая продукция не падала до последней декады, что давало уверенность и большой зазор для роста цен на лом.

Не важно кто и почему двинул цены вверх. Важно, что все «единодушно» поддержали это начинание. Вообще, было ощущение что все только и ждали появления «мальчиша — плохиша», в которого можно было бы при случае ткнуть пальцем. У каждого он может быть «свой», но это сути дела не меняет. С начала второй декады заводы дружно перешли от снижения к повышению. Без пауз и каких-либо прелюдий. Просто объявили сразу «плюс 1000» и побежали дальше переписывать цены в ежедневном режиме. Вот этот факт особенно напрягает. Как так? Три дня назад вы делали минус 500, а сегодня плюс 1000 !!! Зачем тогда были те минус 500? Вы что курите? ((

По итогам апреля планы не выполнили: ММК (самое большое невыполнение планов), НЛМК, НЛМК-Калуга, Уральская сталь, ЗСМК, ПНТЗ, ВМЗ (Выкса), БМЗ. Перевыполнила план только Северсталь. Но тут отдельная история. Северсталь впервые, за многие годы, продавала лом с завода на группу НЛМК. По ЖД базе это можно увидеть. Более 30 тысяч было отгружено на НЛМК и Калугу. Лом Северстали не нужен, от слова – «совсем». В адрес завода грузятся только дочки чтобы не останавливать заготовку на площадках и не переводить их на консервацию и простой. Отгрузки Северстали в апреле помогли хоть немного снять дефицит в центре РФ, иначе мы бы уже имели цены если не выше февральских, то уж точно на уровне 32-33 тысяч за тонну, НЛМК об этом позаботился бы!))

Остатки по заводам снизились больше, чем предполагалось за счет недовоза плана в апреле. Суммарно остатки по заводам снизились почти на 400 тысяч за апрель. Не сказать, что остатки критические, но у каждого завода своя история: Северсталь – готово продавать остатки (чем и занимается), НЛМК-Калуга – очень низкие остатки и именно с этим связано то рвение с каким группа НЛМК побежала вверх. То же самое касается и НЛМК (головное предприятие). ЗСМК остатки комфортные, но существенный недовоз апреля и большие планы на май нивелируют этот комфорт. Мелки заводы – те давно уже по земле грейфером скребут в поисках лома на площадках)). Как-то так получается….

Итак, наступил самый короткий месяц года – май. Планы заводы набрали большие – 2,2 млн на май на всю страну. С учетом того, что суммарная поставка апреля едва дотянула до 1,65 млн тонн план мая в 2,2 млн – очень большой! Рынок должен вырасти на 550 тысяч тонн за месяц! Даже для мая – это много! Больше чем на 450 тысяч не росли никогда. Значит ли это, что нас ждет рост весь месяц? – не факт!

Аргументы против дальнейшего роста:

Готовая продукция у металлургов начала дешеветь! Как и предполагалось ранее – рынок металлопроката не готов переварить такой объем проката. Сорт начал снижаться еще в апреле, затем пошел плоский прокат. Арматура после майских праздников пробьет уровень 58 тысяч и должна опуститься ниже. Это ставит перед электрометаллургами вопрос о том – работать в убыток или снижать производство? У нас есть один уникальный электрометаллург – ПМХ, у которого некий симбиоз электрометаллургии и производства чугуна. Так вот они должны уже с февраля работать в чистый минус. Это не утверждение – это предположение! При снижении цены на готовый прокат и росте цен на лом, который произошел в апреле многие металлурги будут вынуждены решать вопрос о снижении цен входного сырья и, в частности, металлолома.

Лом на внешних рынках начал снижение, а если учесть сегодняшний курс рубля, то экспорт (даже если убрать за скобки все логистические трудности) перестает быть привлекательным в принципе.

Отгрузки в последнюю декаду апреля (последние четыре дня отгрузки были более 1000 вагонов в сутки) обеспечили хороший задел на выполнение плана май. Количество «переходящих» вагонов из апреля в май в два раза превышает количество вагонов из марта в апрель. А на июнь их будет еще больше!

Общее снижение продаж у металлургов. Оно началось в марте и из месяца в месяц продолжается. Каждый месяц у металлургов «отсыхает» часть заказов. Автомобилисты сняли почти все заказы, часть строек отказывается покапать арматуру и работают на том, что есть, при этом новые стройки пока «заморожены», трубники собираются снижать производство и т д. Пока снижение не критичное, но оно продолжается уже третий месяц и все понимают, что это только начало процесса снижения производства.

Часть произведенной, но не реализованной продукции может быть отгружена в торговые сети металлургов дабы «загрузить» производство и не снижать производственную программу. Но так не может продолжаться долго. Площадки и склады торговых сетей конечны, а там нет очередей за прокатом! Это значит что завтра они вынуждены будут продавать прокат в убыток со скидкой, дабы хоть как-то очистить склады…..При этом они будут конкурировать не только с другими участниками рынка, но и с заводами – производителями! Это приведет к очередному витку снижения цен на прокат и снижению производства.

Не понятно нужно ли столько лома реально или это «хотелки» исходя из загрузки производства и они не подкреплены реальными заказами. Иными словами – май продан у металлургов реально или только на бумаге?

Существенное удорожание доставки, что делает металлолом на условиях СРТ еще дороже!

Аргументы за продолжение роста:

Слишком большая разница между фактом апреля и планами мая! Больше 500 тысяч тонн. Рынок может «порваться» с таким спросом. По основной дефицит лома в мае намечается Уралу и Сибири. Не понимаю как Магнитка со 100 тысяч факта апреля планирует выпрыгнуть на 250 тысяч в мае? Только ценником! И это при том, что у ЕВРАЗа тоже не хилый план в 170 тысяч на май и его тоже надо как-то везти. Дефицит по центральной части более — менее понятно как закрывать – минус БМЗ (план порядка 30 тысяч), минус Северсталь (продолжат тенденцию апреля когда везти будут только свои площадки и, возможно, продолжат продавать остатки), плюс НЛМК и Калуга – планы больше апрельских, но есть откуда брать и заготовка на площадках при таких ценах должна пойти вверх. По югам тоже дефицит порядка 100 тысяч, но там минус экспорт и при этом будут проблемы с перемещением грузов, особенно по ЖД в связи с известными событиями. ЖД перевозки вообще заслуживают отдельного опуса. Стоимость ЖД перевозок возросла в разы! Если раньше доплаты к 10-01 исчислялись десятками процентов, то сейчас – сотнями! Тупо 10-01 плюс 100 и более процентов (два тарифа, если так проще). При этом сами ставки не прозрачные, что делает возможными разного рода манипуляции со стороны поставщиков! Иди потом доказывай почему цена на Татарстан должна быть выше на 500 рублей! А собственник вагонов так пожелал! А конкурентам это не докажешь! Все это будет дальше толкать цены вверх! В такой мутной воде заводам нет возможности договориться! Нет возможности проверить стоимость перевозки у конкретного собственника, а это создает разночтения в понимании цен того или иного завода. ДЕФИЦИТ!

Отгрузки последней недели апреля по ЖД перевалили за 1000 вагонов в сутки. Это уже очень хорошо, но для выполнения планов все равно – мало! Чтобы привезти планы нужно минимум 1200 вагонов в рабочий день отгружать, а это вряд ли реально на постоянной основе.

Ну так все же – что будет в мае с ценами? Смею предположить следующий сценарий: до 15 мая заводы продолжат «забеги» по ценам вверх. Сначала остановятся в повышении цен на лом заводы центральной части и южные заводы. Рост еще рублей на 1000-1500 должен произойти до этого момента. По Уралу и Сибири рост продолжится несколько дольше из-за больших планов Магнитки и ЗСМК. ПНТЗ также поддержит эту истерию. Тут можем добавить рубля 3, а то и больше. Но как только металлурги поймут перспективу июня (я это будет последняя декада мая) и эта перспектива будет хуже майской (что скорее всего – на мой взгляд). Возможен перелом тренда. Все поймут, что переходящих вагонов столько, что план июня будет на начало месяца уже «на колесах». Это может спровоцировать снижение цен. Надеюсь, что не обвальное, как было в марте, но снижение.

Закругляюсь! МИР! ТРУД! МАЙ!

Будьте здоровы и берегите себя и своих близких!

Loading

0