ЗВЁР в августе: Вот и лето прошло..

Наступил последний месяц календарного лета 2021 года – август. Но, для понимания происходящего и прогноза предлагаю еще раз просмотреть июль.

Если помните, то на июль заводы объявили «наполеоновские планы» по снижению цен в связи с введением экспортных пошлин на металлопрокат и заготовку с августа этого года. Заводы быстро отреагировали на эту новость и анонсировали снижение цен кто на 8000 руб/тн, кто на 6000 руб/тн в июле. Однако, реальность немного охладила пыл заводов и нарушила их планы по снижению. Как и предполагалось, снижение на 6000-8000 руб оказалось больше страшилкой, чем реальностью. После двух раундов по 2000 рублей каждый снижение приостановилось. Сложно утверждать о причинах остановки, то ли некоторые заводы (типа Магнитки) не поддержали снижение такими темпами и при дальнейшем снижении разрыв в ценах становился больше «трамвайной остановки», то ли некоторые «горячие головы» поняли, что перегнули палку со снижением, то ли отсутствие вагонов, то ли спад заготовки, то ли все вместе взятое, но что-то остановило отгрузки и вместе с этим и снижение цен. В третьей декаде июля тренд на снижение очень резко изменился на повышательный. Странно не то, что это произошло, а то КАК это произошло. Инициаторами смены тренда выступили НЛМК и НЛМК-Калуга. Странно, но факт. Вроде еще в июне эти заводы отказывались от лома и останавливали поток лома в свой адрес, объявляли о снижении цен вперед всего рынка и не скрывали свои амбиции по снижению цен, а в конце июля развернули тренд в один день! Всем же понятно, что после снижения цен наступает спад отгрузок! Это связано в первую очередь с тем, что народ на снижении выгружает все и вся, понимая, что убытки могут быть еще больше. При этом на заготовке все пытаются транслировать снижение опережая рынок, так как остатки дороже текущей заготовки и тянут камнем вниз – к убыткам! При этом заготовка, как и полагается, начинает снижаться. Нужно время чтобы ломосдатчики привыкли и освоились с новым уровнем цен и тогда заготовка начнет восстанавливаться и расти! Но не в этот раз! В июле не было этого «плато» по сниженным ценам, когда заводы не снижались, но и не торопились повышать цены, так как все понимают, что любое повышение цен приведет к обратному эффекту – к снижению отгрузок и ожиданию дальнейших повышений (депозиты в ломе никто не отменял!). В июле некоторые заводы еще объявляли о снижении и «догоняли» коллег по ценам, а другие – уже начали повышать цены, понимая, что им уже не хватает потока лома в их адрес. На мой взгляд это говорит только об одном – «когда в друзьях согласья нет на лад их дело не пойдет»! Заводы не могут договориться. Они не могут согласовать свои действия. На рынке – хаос! Нам, вроде как, оно на руку. Но это только на первый взгляд! Попробую об этом позже написать.

Итак, июль с точки зрения цифр. Если июнь планы выполнили все со знаком «плюс», то июль выполнили, но уже со знаком «минус». Т е вроде как все всё привезли, но чуть — чуть не довезли суммарно. Больше всех (по убыванию) не довезли НЛМК (минус 40 тысяч от плана), Амур (минус 30 тысяч), ВМЗ (Выкса) (минус 20 тысяч). Список окончен!)) На НЛМК всплыла и обострилась старая болячка с приемкой, а в совокупности со сниженным ценников это привело к данному результату. И так-то на НЛМК особо грузить не хотят поставщики, а при низком ценнике – отгрузка встала. Результат – на табло! По Амуру причина в другом – на Дальний Восток вагоны идут уже с грузом (уголь), а под лом там нет вагонов! ( ВМЗ слегка лихорадит после смены руководителей. Пристрогаются! В общем и целом, по всей стране отгрузили 1,63 млн тонн по данным ЖД базы. Это ниже июня, как следовало ожидать, но объем для последних лет все равно очень высокий! С начла июля отгрузки начали снижаться. То ли объявленное снижение так напугало заготовителей, что они поспешили снизить цены «на земле» так, что заготовка встала колом, то ли банальное отсутствие вагонов сыграло злую шутку с заводами, поспособствовав (неужели напечатал верно???) снижению отгрузок – сейчас трудно сказать. Факт в том, что отгрузки июля снижались весь месяц, что в итоге и привело к смене тренда на повышательный. Рано? – Рано! Очень рано!

Готовая продукция у металлургов в июле просто перестала дорожать. Понятно, что по ряду позиций рентабельность такая, что расти по лому можно «до луны», но кому это нужно? Металлургам? Да Боже упаси! Еще раз – готовая продукция перестала дорожать, а некоторые позиции и вовсе начали дешеветь. Плюс экспортные пошлины с августа. Понятно, что некоторые заводы попытаются переориентировать потоки экспорта на внутренний рынок, но тут эти объемы тоже как-бы «лишние» и им производители не слишком рады. Я так думаю, что в августе мы увидим удешевление проката внутри страны, особенно сорта. Потому я считаю, что июльское подорожание – «фальстарт». Рано! Надо дать рынку отстояться на сниженных ценах, а уже потом смотреть – бежать вверх или лежать дальше на этих ценах. Но, советовать мы все умеем! Страна Советов! )) извиняюсь. Это лишь мысли в слух и не более!

Плаво переезжаем в август. Планы сформировались больше июльских. 2,67 млн тонн заводы запланировали к поставке. Видимо, кто-то начал формировать зимние склады, понимая, что впереди перспектива с ценами – в тумане. Основные «добавляющие» — Северсталь (плюс 15 тысяч), НЛМК-Калуга (плюс 60 тысяч), НЛМК-Урал (плюс 35 тысяч), ПНТЗ (плюс 15 тысяч). В «минусе» Магнитка (минус 50 тысяч) и ЕВРАЗ (минус 35 тысяч). Остальные плюс минус в прежних планах. Планы есть и они большие, что не может не радовать – с одной стороны. С другой стороны, повторюсь, готовая продукция перестала дорожать у металлургов, лом пока тоже стоит на месте. Загрузка у металлургов полная, но уже некоторые планы начали формировать путем загрузки своих сбытовых сетей (когда не проданные излишки сгружаются на дочерние сбытовые структуры типа торговых домов и розничных металлобаз) – это тревожный звонок. Если цены продолжат расти, то начнут считаться тендерные объемы, которые были закантрактованы ранее и сейчас либо вывезены на склад в ожидании цен, либо под разными предлогами не вывозятся в ожидании лучших цен на сбыте. Мое мнение следующее: сегодняшний рост цен не подкреплен ни чем, кроме желания выполнить планы по поставке и формированию зимников (кстати объем зимних запасов на начало августа на четыреста тысяч тонн больше чем на начало августа в 2020 году), и может очень быстро захлебнуться!

На стороне ломозаготовителей дефицит вагонов, но этот же дефицит не дает возможности вести нормально заготовку! Покупать и складировать в ожидании вагонов это означает принять на себя риск последующего изменения цен, а они могут еще упасть, если готовая продукция будет дешеветь, а все признаки, что это произойдет имеются (пошлины, переориентирование на внутренний рынок экспортных объемов, желание металлургов на высоком рынке максимизировать сбыт и заработать на высоком рынке денег, отсутствие альтернативы в виде экспорта лома). Так что вагоны не сказать чтоб прям «за нас»! ))) За нас — общий спад заготовки (если он имеется) и необходимость формирования зимних запасов у металлургов. Общий спад заготовки – явление с одной стороны сезонное, с другой – при превышении некоего порога заготовка начнет расти очень быстро, что создаст профицит как локально, так и в глобальном масштабе (при отсутствии альтернативы в виде экспорта). В конце августа, начале сентября заготовка вырастет – это явление сезонное! Ждать – не долго. Цены могут просто не успеть вырасти – мало времени. Вторым фактором для увеличения отгрузок считаю возобновление вывоза лома с тендеров и проведение новых тендеров. Этот фактор тоже будет работать по щелчку! Как только рост цен позволит грузить тендерные объемы – мы увидим рост отгрузок по ряду регионов. Следите за «эфиром».))) Хотелось бы отметить, что спад заготовки сейчас сложно оценить, так как как о спаде заготовки я сужу по спаду отгрузки, а она может быть снизилась из-за отсутствия вагонов! Вроде бы замкнутый круг, но не совсем. В случае, если заготовка не снизилась и причина только в вагонах, то тогда автопоставки и поставки водой должны остаться на прежнем уровне или даже вырасти. Но нет! В июле (по сравнению с июнем) мы потеряли 200 тыс отгрузки по ЖД и 100 тысяч по авто и воде. Т е заготовка все же снизилась и дело не только в вагонах!

Два слова о «хаосе» на рынке. Что нужно металлургам и ломозаготовителям? Понимание тренда движения цен. Нужен горизонт планирования цен. Чем он дальше – тем проще строить работу всем. На сегодня этот горизонт – пара недель! Что такое пара недель для заготовителя? Это период когда он успел заготовить и, в лучшем случае, успел переработать заготовленный лом. Все! Отгрузки не случится! Т е закупая лом мы не понимаем по какой цене мы его будем продавать! Нет определенности, нет никакой гарантии что цена вырастет или снизится. А это очень важно! От этого зависит поведение всех участников рынка как на площадках (цены на земле, скорость отгрузки и переработки, накопление или выгрузка остатков и пр.) так и потребителей (загрузка производства, планы по реализации, проведение ремонтов и пр пр пр). Так что сегодняшний «хаос» не нужен никому! Это мое убеждение! )

Ну да ладно. Надо закругляться!

Резюме: рост цен, начавшийся в июле считаю явлением временным и слабым. Полагаю, что рост цен будет не более 2000 – 2500 рублей от «дна» июня (в общем-то на сегодня он уже составил 1500-1700 рублей, так что осталось не так много расти). Далее, надеюсь, получим некую стабилизацию цен до сентября. Если в сентябре не появится экспорт и не вырастут цены на готовы прокат – цены на лом могут двинуться в обратную сторону (начнем снижаться). Понимаю, что прогнозы в сегодняшней ситуации – дело не благодарное и меня могут закидать тухлыми яблоками и грушами, но я хоть высказал свое мнение, а соглашаться с ним или нет – дело Ваше. За сим прощаюсь!

Берегите себя! Будьте здоровы!

Loading

0